Найти тему

Сквозные цифровые технологии

Эти технологии, которые мы объединяем термином «Индустрия 4.0», относятся к информационным технологиям, но не исчерпываются ими, а включают в себя целый комплекс фундаментальных знаний и прикладных исследований, направленных на развитие наукоемких производств.

Сквозные цифровые технологии универсальны и не связаны с конкретной сферой или продуктом, а используются во всех отраслях экономики​.

Перечень сквозных технологий с течением времени пересматривается и дополняется.

Сейчас в этот список входят:

Большие данные;
Искусственный интеллект;
Системы распределенного реестра;
Квантовые технологии;
Новые и портативные источники энергии;
Новые производственные технологии;
Сенсорика и компоненты робототехники;
Технологии беспроводной связи;
Технологии управления свойствами биологических объектов;
Нейротехнологии, технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Для развития и внедрения таких технологий требуется системный подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. При этом элементы могут быть системой для более мелких компонентов, их составляющих. Системный инжиниринг (или системная инженерия) предполагает контроль над разработкой систем, связанных между собой для выполнения целевой функции (поезд перевозит пассажиров и грузы, атомная станция вырабатывает энергию, а системы искусственного интеллекта, непрерывно обучаясь, помогают выполнять какие-либо аналитические задачи).

Студенты, обучающиеся в ВИШ МИФИ по направлению «Системный анализ и управление», проходят предмет «Сквозные цифровые инженерные технологии искусственных систем».

Для чего будущим аналитикам и управленцам знание сквозных технологий?

Они работают в командах. И выполняют системно-аналитическую работу для групп, разрабатывающих цифровые инструменты, информационные продукты и системы.

-2

Чтобы аналитически сопровождать внедрение, использование, разработку цифровых продуктов, они должны знать специфику и инструменты предметной области.

Поэтому они в рамках этого предмета изучают, обсуждают и обязательно выполняют практические задания.

Например, ребята осваивают азы цифрового проектирования для управления проектированием и сооружением сложных объектов. Не так глубоко, как их соратники из группы «Цифровой инжиниринг», но достаточно, чтобы понимать «язык» проектировщиков, собирать требования, составлять техническое задание.

Студенты-аналитики приобретают базовые навыки интернета вещей для интеграции умных вещей в единой технологической цепочке атомной отрасли. Опять-таки, на более простом уровне, чем этим занимаются инженеры данных, но достаточном для того, чтобы применять в своей области. На практических занятиях они собирают основные схемы – получают и обрабатывают сигналы датчиков, и в зависимости от принятого алгоритма управляют исполнительным механизмом. Это базовая связка во всех системах АСУТП и интернета вещей. Кроме этого, они пробуют способы передачи информации между умными вещами посредством различных коммуникаций (отправка смс, связь по вайфай, блютузу и др.).

Также студенты-аналитики знакомятся с большими данными, искусственным интеллектом, системами виртуальной реальности, новыми производственными технологиями (это общее понятие для целого комплекса технологий, направленных на создание цифровых двойников сложных объектов и процессов).

-3

Магистратура ВИШ МИФИ готовит специалистов в области цифровой трансформации жизни, цифровой трансформации экономики, цифровой трансформации технологии и индустрии