Нефть с северных месторождений Варандей и Приразломная, которая раньше поставлялась преимущественно на Запад, может пойти в Азию. Крупнейшие операторы — Газпром нефть и ЛУКОЙЛ — ведут переговоры с Росатомом, выступающим оператором ледокольного флота, о перевозке черного золота по Северному морскому пути. Но есть нюансы.
Кратчайший путь — через Арктику
Порт Варандей — основной экспортный хаб для перевозки нефти морским путем вокруг месторождений Газпром нефти и ЛУКОЙЛ на севере Ненецкого автономного округа, включая шельфовую платформу Приразломная. Раньше нефть шла в Европу через Баренцево море, однако с изменением конъюнктуры поставки переориентируются на Восток. Северный морской путь, пролегающий мимо Варандея, — кратчайший маршрут в Азию.
Нефть планируется перевозить на обычных танкерах
Пока морским путем через Чукотку планируется направить только часть топлива и только в летне-осенний период, поскольку у Росатома пока еще нет танкеров ледового класса в нужном количестве для сопровождения судов. При этом госкорпорация предлагает задействовать на маршруте и обычные танкеры с гарантированной безопасностью.
Кто заработает на новом маршруте
Основные бенефициары — Газпром нефть и ЛУКОЙЛ. Потенциальный объем грузов из порта Варандей оценивается в 5,9 млн тонн, с морской платформы Приразломная — в 3,6 млн тонн. Сокращение транспортного пути может привести к снижению издержек, а также росту экспорта через Дальний Восток, где главным покупателем выступает Китай.
Следите за оперативными новостями в нашем телеграм-канале.
Если вы уже готовы начать инвестировать, то можете сделать это в приложении Газпромбанк Инвестиции. Переходите в приложение, открывайте брокерский счет или ИИС и управляйте доходами. В сервисе вы найдете обучающие материалы и инвестиционные идеи для новичков.