Основные тренды региональной политики весны-2023
Внутренняя российская политика уже второй год находится на периферии общественного сознания. Кому интересны отставки губернаторов или даже министров, когда на внешнем контуре страны творится такое? Однако именно внутри страны и есть настоящая жизнь для тех, кто связывает свое будущее с Россией.
Весенний губернаторопад нас не затронет?
В марте начался традиционный в наших краях губернаторопад. Сняли единственного оставшегося в России после ареста хабаровского губернатора Сергея Фургала губернатора от ЛДПР Алексея Островского в соседней с нами Смоленской области. Поменяли чукотского губернатора Романа Копина на чиновника из ЛНР Владислава Кузнецова. На очереди два губернатора от КПРФ – орловский Клычков и глава Хакасии Коновалов, а также глава Красноярского края Александр Усс, у сына которого возникли уголовные проблемы за пределами России.
Казалось бы, при чем тут тверской губернатор Игорь Руденя?
как всегда по весне, когда губернаторов начинают в очередной раз перетасовывать, в Тверской области возникает тяга к смене экспозиции. Игорь Руденя на днях отметил семь лет в нашей богоспасаемой губернии и, по всем прикидкам, должен бы уже пойти либо на повышение, либо на понижение. Гуляющий с собачкой по городу Белому Тверской области бывший губернатор нашего региона Андрей Шевелев, мягко говоря, недоумевает. Его как сняли, так он в Белом и осел.
Правда, Игорь Руденя, в отличие от Шевелева, старается не засвечиваться в особых скандалах и не идти на явную конфронтацию с местными элитами. Да и местные элиты, которые раньше славились своей зловредностью и крутыми связями, сейчас утихомирились.
Отправится ли Игорь Руденя на долгожданное повышение в федеральное министерство? Сегодня, в отличие от тех лет, когда мы предсказывали скорую отставку Шевелева, никто не берется сказать. Да и роль губернатора с тех пор стала вовсе не такой важной: сегодня глава региона не может самолично даже начальника департамента в своем правительстве назначить. Поэтому, собственно, никто не борется за губернаторское кресло в Тверской области.
И друг степей Зеленин...
То, как круто переменились обстоятельства, показывает получение бывшим губернатором Тверской области Дмитрием Зелениным... гражданства Киргизии. Информация об этом появилась в минувшую субботу в телеграм-каналах со ссылкой на указ президента Киргизской Республики. Вместе с Зелениным в киргизы подались, по данным журналистов-расследователей, например, президент «Русэнергосбыта» Михаил Андронов, владелец сети «Ароматный мир» Валерий Задорин и так далее. Признаться, я сначала не поверила, попыталась запросить у Дмитрия Вадимовича официальный комментарий. Он комментировать не стал, но и не опроверг.
Подозреваю, что такие налогоплательщики в Киргизии нужны. И возможно, нужны такие управленцы. По прошествии уже более чем десяти лет стало понятно, что Дмитрий Зеленин был одним из лучших губернаторов России. В те времена у региональных руководителей была мотивация: была официально объявлена конкуренция между регионами за инвесторов, туристов и потенциальных будущих жителей. Казалось, что можно проявить себя на должности губернатора и стать, допустим, премьер-министром. И в области, где ты себя проявил, можно остаться как уважаемый предприниматель, который имеет влияние на принятие решений, касающихся региона... Это было бы естественным процессом формирования местных элит, но в России власть не была в этом заинтересована.
Сейчас я читаю книгу историка Александра Баунова «Конец режима», она о финале диктатур двадцатого века – испанского Франко, португальского Салазара, греческих «черных полковников». И понимаю, что во всех этих странах были местные элиты, независимый от государства бизнес и землевладельцы, мощные церковные структуры, католические и православные, профсоюзы и хоть какие-то партии (включая довольно авторитетную коммунистическую). В нашей стране за 70 лет советской власти выросло пять поколений людей без религии, без частной собственности, без выборов... И вместо того чтобы строить институты, за последнее время разрушаются даже успевшие возникнуть какие-то зачаточные их формы. Так что даже последние бизнесмены и управленцы уходят от нас в вольные киргизы.
Еще один грустный парадокс прошлой недели: объявлен в розыск по уголовному делу провозглашенный ранее иноагентом политолог Аббас Галлямов. А ведь еще в 2017 году он курировал в Твери избирательную кампанию «Единой России» на выборах в Тверскую городскую думу!
Объединение в округа: Калининский, Конаковский, Торжокский – на низком старте
Региональная тема сезона – объединение в муниципальные округа Калининского, Конаковского и Торжокского районов. Если еще пару недель назад мы были уверены, что в этом году объединение нигде не состоится (для этого все сельские поселения должны проголосовать за, что не очень реально), то теперь лично моя уверенность поколебалась.
20 марта в администрации Калининского района прошло совещание с главами городских и сельских поселений при участии министерства региональной политики. И есть некоторые сведения о том, что удалось достичь договоренности с теми сельскими поселениями, которые, как считалось, «упрутся рогом», – Бурашевским и Каблуковским. По поселениям начинаются публичные слушания по вопросу объединения.
В идеале Калининский район хотели бы объединить с Тверью. Сразу получился бы полумиллионник – населенный пункт, для которого в федеральном бюджете предусмотрено совсем другое финансирование. Сегодня жители Твери активно переселяются в свои дома в пригороде. Территорию Бурашевского сельского поселения уже называют «мега-СНТ», настолько велика здесь плотность застройки. Это похоже на американские пригороды-субурбии, где на внутрипоселковых дорогах впору ставить светофоры. Правда, с развитием города появление этих поселков не коррелируется, иногда даже улицы створ в створ не попадают.
Жители Калининского района не очень хотят становиться горожанами. Сейчас у них льготный тариф на электроэнергию, который вполне позволяет жить в негазифицированных домах и не разоряться на отоплении. А еще для них дешевле полис ОСАГО, меньше налоги на транспорт и недвижимость и так далее. В общем, мы с удовольствием побываем на начавшихся публичных слушаниях и расскажем, что там услышали, нашим читателям.
По Конаковскому району принято логичное решение сделать там не один, а как минимум три муниципальных округа: само Конаково с Радченко, Изоплитом и другими старопромышленными поселками, Большое Завидово, Дмитрова Гора и Юрьево-Девичье. В Калининском и Конаковском районах на все проблемы объединения в округа накладывается ситуация с началом выкупа участков под строительство ВСМ. В Калининском районе, например, по проекту ВСМ пройдет прямо посреди элитного Рябеева. Говорят, «под поезд» попадет даже дом бывшего мэра Твери Олега Лебедева.
И еще один нюанс: в каждом поселении есть своя администрация. А если администрация будет где-то в Твери (Конакове, Торжке) – где гарантия, что до нее можно будет достучаться?
Впрочем, все находится в развитии, и мы будем держать читателей в курсе этого развития.
Мария Орлова