На HBO вышли три эпизода сериала «Мокрые псы» о маргинальных жителях Лондона. В центре сюжета — одинокая мать и ее десятилетняя дочь, которые вместе стараются находить счастье среди беспросветной бедности. Объясняем, почему это идеальная новинка для любителей черного английского юмора и неординарных героев.
Костелло быстро засовывает свои немногочисленные пожитки в мешки для мусора, пока судебный пристав ломится в дверь. Не первый раз она вместе с дочерью Айрис оказывается в таком положении. У героини уже солидный запас надежных схем по избежанию наказания за неуплату долгов. Вот только куда идти дальше, совершенно неясно. От попытки переночевать в прачечной или студии извращенца их спасает давний друг главной героини по имени Селби. «Селби — не отвечай», как он записан в телефоне Костелло, — богатый наследник, только что вышедший из тюрьмы. Полная противоположность Костелло, которого тянет к ней, словно они два разных полюса одного магнита.
Несмотря на классовые различия, Костелло и Селби схожи своим травматичным опытом прошлого. Оба они выходцы из несчастливого детства, нуждающиеся в приобретении новой, пускай и не кровной, семьи. Когда-то они учились в одном классе, а теперь спокойно могут вести высокие беседы об искусстве посреди самых неприглядных лондонских трущоб. Между ними не может быть и намека на романтику, в воздухе даже порой витают ненависть и насилие, являющиеся отражением личных травм. Основным связующим звеном этих поистине токсичных отношений служит маленькая Айрис — квинтэссенция всей любви, на которую только способны главные герои.
Остальное окружение Костелло составляют не менее маргинальные личности. Лучшая подруга Глория работает в похоронном бюро. Она может отключиться в телефонной будке после безудержной ночи или переспать с сыном покойного прямо на похоронах. Другой на удивление близкий человек Костелло — больной художник Ленни. А еще он прикованный к кровати извращенец, у которого героиня подрабатывает секс-домработницей. «Ленни, ты мне как отец. Только тот, что меня насилует», — говорит Костелло.
На таком юморе висельника и построен весь сериал. Его сценаристка-дебютантка Кэш Кэррэуэй воссоздает личный опыт и не пытается подстроиться под современные стандарты толерантных комедий. Каждое событие из жизни «Оливера Твиста с большими сиськами» пронизано реальными переживаниями, а не выхолощенными указками продюсеров.
Помимо подработки у Ленни, Костелло два раза в неделю танцует эротические танцы за витриной в пип-шоу. На предложение коллеги перейти на интернет-площадки, где платят больше, героиня отвечает категорическим отказом. В какой бы долговой яме она ни находилась, забота о личном имидже важнее, ведь женщина однажды мечтать стать писательницей. Сатирически реагируя на свой опыт, Костелло действительно подает надежды великого прозаика, но один шаг навстречу к мечте сразу отбрасывает ее на сто шагов назад. Грубый натурализм повествования не пытается манипулировать зрителем, вызывая слезы. «Мокрые псы» могли бы стать драмой, коих на телевидении полно, но выбрали путь черной комедии и достигли в жанре прекрасного баланса.
Грубое изображение, насилие и пошлость работают, не вызывая зрительского отторжения, благодаря блестящему актерскому составу. Одна только главная героиня в исполнении Дэйзи Мэй Купер, обладательницы BAFTA, выдает перформанс, способный сделать из нее комедийную актрису мировой величины. Даже юная дебютантка Флер Ташджян рисует сильный образ не по годам самостоятельного ребенка, который за жизнерадостностью скрывает уязвимость и страх за мать. Прощаясь у школы, Айрис с улыбкой говорит Костелло: «Пожалуйста, только не умирай». Для такой опаски нет никаких предпосылок, но сказанное вскользь опасение показывает реальную неспособность девочки справиться с трагическим существованием, если мамы не будет рядом.
«Мокрые псы» названы в честь одноименной пластинки Тома Уэйтса (в оригинале Rain Dogs). Певец придумал такую метафору для потерянных людей, у которых нет своего места в социуме и постоянной крыши над головой. Используя юмор как защитную броню, мокрые псы борются с несправедливостью и жестокостью мира. Они вступают в эту битву бок о бок, превращая страдания в самоотверженную поддержку и чистую любовь друг к другу. Прекрасно балансирующий между трагедией и комедией сценарий, актерская игра и натуралистичное изображение делают британский сериал темной лошадкой, которая имеет все шансы занять место среди лучших проектов года.