Найти тему
Мир вокруг нас

Соседка

Вскоре после переезда в новую квартиру Настя случайно познакомилась с соседкой по площадке. Обычно они слышали через стены звук громко работающего телевизора, особенно сильно нервничая по этому поводу по выходным. Муж несколько раз предлагал разобраться с бестактными соседями, но девушке не хотелось начинать жизнь на новом месте с конфликтов.

- Давай при случае просто тактично попросим делать звук потише, чтобы нам не мешал и все. - просила она эмоционального Сашу.

Он нехотя согласился, а через несколько дней они столкнулись с почтенной дамой из соседней квартиры. Она сама проявила интерес к паре и начала разговор.

- ВЫ простите меня за беспокойство периодическое в виде громких звуков. - говорила Нина Петровна, - Просто я плохо слышу, поэтому включаю громче. Пока квартира эта стояла пустая, то я никому не мешала, теперь вот вас беспокою…

- Хотите я подарю вам наушники специальные? - беззлобно спросил Саня, работающий в отделе продаж модных девайсов.

- Нет, спасибо, не сердитесь на старуху, я буду стараться прикручивать громкость. - дружелюбно говорила она, - А вы в гости заходите при возможности. Пообщаемся, расскажете о себе, а я пирогами фирменными накормлю.

Насте почему-то стало искренне жаль эту пожилую женщину со следами морщин и потухшими глазами. Она больше не могла на нее злиться, даже если звуки являлись причиной беспокойства или мешали планам.

- У меня никогда не было бабушки, потому что все родственники рано ушли из жизни, но именно такой я себе и представляла свою бабулю, так что не могу я злиться на соседку… - говорила Настя мужу.

Несколько раз она встречала Нину у подъезда и помогала ей заносить сумки с продуктами. Сама пенсионерка ни о чем не просила и не вламывалась к ним по любому вопросу, а единственным нюансам совместного проживания оставался громкий звук телевизора. При том жила она явно одна, поскольку вещание начиналось ранним утром и продолжалось целый день. Настя не видела, чтобы к старушке приходили в гости дети или внуки, но спросить причины одиночества не решалась, поэтому время шло своим чередом. А потом она решила зайти к Нине Петровне и поздравить ее с 8 Марта.

- Я сомневаюсь, что к ней кто-то в гости придет, поэтому мы не обеднеем от покупки горшка с цветочком и коробки конфет. - сказала она мужу за пару дней до праздника.

- Я не против, конечно иди. - поддерживал ее Саша, - Тем более есть надежда, что она тебя там заболтает и телевизор включать не станет, а я выспаться успею.

Нина Петровна искренне обрадовалась приходу гостьи и сразу начала вокруг нее суетиться. Настя собиралась немного посидеть после вручения подарка и вернуться домой.

- Попей со мной чаю, потом побежишь по своим делам важным. - попросила ее женщина, с надеждой глядя в глаза, и Настя не смогла отказаться.

Потом они ели вкусный пирог и пили чай сидя на кухне. Хозяйка суетливо пыталась угодить гостье и порадовать ее приятными моментами, предлагая всевозможные заготовки, но Настю больше интересовала обстановка в квартире, поэтому она решила задать вопрос.

- Мне недавно исполнилось восемьдесят шесть лет. - начала повествование Нина, - Я уже давно на пенсии, но почти сорок лет проработала учительницей в школе. Фотографии на стенах с той поры, и на них изображены мои подопечные. У большинства из них уже давно есть внуки, кто-то ушел из жизни, но я каждого своего ученика помню и горжусь, что сумела стать частью жизни молодого поколения.

- Вы, наверное, все встречи посещаете? - поддерживала разговор Настя, отмечая насколько он приятен Нине.

- Моложе была, принимала участие в жизни школы и в гости к коллегам в гости ходила, сейчас уже все осталось в прошлом и я доживаю свой век смиренно.

- Вы прекрасно выглядите и обязательно проживете еще много лет. - выражала ей поддержку девушка.

- Толку с такой жизни нет, поэтому пусть все идет своим чередом, а там как Бог даст. - рассуждала она грустно.

- А в дальнем углу комнаты у вас фотографии двух красивых девчонок. Это одни из самых любимых учениц? - попыталась отвлечь ее от грустных мыслей Настя.

- Это мои дочери, старшая Анна и младшая Люба. - еще более погрустнела старушка, - Только не общаемся мы с ними уже много лет. Сами уже взрослые и внуков воспитывают, поэтому на меня времени и сил не остается.

- Они наверное далеко живут и не могу вас часто навещать? - боялась спросить что-то лишнее или бестактное Настя.

- В одном городе мы живем, так что навещать меня просто не хотят ни дочери ни внуки, а причиной тому материальные вопросы. - говорила хозяйка, едва сдерживая слезы.

- Давайте не будет расстраиваться и говорим на более приятные для вас темы. - чувствовала себя виноватой Настя.

- А чего от правды прятаться? - не понимала старушка, - Это грех мой, так что отвечать за него стану на высшем суде.

- Вы в ссоре и поэтому к вам никогда не приходят в гости родственники? – аккуратно интересовалась Настя.

- Если есть время меня послушать, то буду тебе искренне благодарна. - попросила пенсионерка, и гостья поняла, что ей самой нужно об этом поговорить.

- Детей с мужем мы сильно любили, баловали и старались обеспечивать всем необходимым, несмотря на сложное время. Я работала учительницей и разрывалась между домом и работой, проверяя уроки по ночам. А Виктор трудился водителем на заводе и часто ездил в командировки, привозя дочкам дефицитные подарки.

- Пока что все звучит красиво и максимально напоминает счастье. - не видела проблем Настя.

- Анна после школы закончила медицинский факультет и вскоре вышла замуж. Люба решила стать экономистом, а с личной жизнью долго не могла определиться, а мы и не вмешивались.

- Сложно Любочке одной придется по жизни, добрая она слишком и мягкая. - говорил Виктор, - Хотя бы ей попался на жизненном пути достойный человек.

- Ничего не случится с вашей Любкой и вообще хватит ее опекать. - сердилась старшая дочь, - Вечно вы с ней носитесь, а я сама все должна добиваться и сражаться против неприятностей.

Ревность между сестрами существовала всегда, несмотря на попытки родителей окружать девочек одинаковой заботой и вниманием. Они постоянно что-то делили и выясняли, особенно сильно преуспевала в этом рвении самоуверенная Анна, всегда верящая в свою правоту и не способная нормально реагировать на критику. В итоге бесконечного противостояния нормальных отношений в семье не было, поэтому часто случались конфликты на фоне разборок. Пока Виктор был жив, он пытался подавлять девичьи бунты, когда он ушел из жизни стало совсем тяжело.

- Мужа не стало за два месяца до празднования его пятидесятилетия. - продолжала рассказчица, - Дочери на тот момент жили отдельно, а я искала успокоение в работе. Встречались мы редко, потому что они каждую встречу превращали в повод для споров или конфликтов, а мне после потери мужа, хотелось тишины и спокойствия.

- Вам стоило пожить первой время в семье кого-то из дочерей. - выдвинула предположение Настя.

- Так не звали они меня… У дочек началась новая волна противостояния. В этот раз они сражались за наследство отца. После ухода Виктора осталось два автомобиля и загородная дача, которую он считал своим местом силы.

- Но там же можно было собираться всей семьей и время проводить за приятным общением... - не понимала странной логики Настя.

- Теоретически да, но обе дочери нацелились на получение прибыли и не особенно переживали о моральной стороне вопроса. Ладно бы решили продать все и просто поделить на двоих, так каждая на себя одеяло тянула и отказывалась уступать.

- У меня два сына подрастает, поэтому для них автомобили и дача станут прекрасным воспоминанием о дедушке. - рассуждала Анна.

- Выплати мою половину, причитающуюся по закону и распоряжайся имуществом. - не уступала Люба.

- Неужели ты с родной сестры деньги возьмешь? - кричала старшая.

- Ну тебе же кажется нормальным меня обманывать жалостливыми историями, так что или продаем все и делим на две части, или просто выплати мне половину и тема закрыта. - не оставалась в долгу младшая.

- Я тогда еще думала: где же мы с мужем столько ошибок совершили, что не смогли воспитать дочерей нормальными людьми? - горевала Нина, - Ни одна из дочерей не поинтересовалась моим мнением по поводу имущества или не предложила часть средств потратить на установку памятника отцу. Почти год они выясняли отношения, а потом решили продать имущество и поделить деньги, и уже никто не прикрывался громкими словами о памяти.

- Если после этого конфликт сошел на нет, значит может оно и к лучшему. - не особенно понимала, что нужно говорить в такой ситуации Настя.

- Противостояние продолжается между сестрами, хотя они сами уже с сединой в волосах и внуков растят. - продолжала повествование старушка, - Ане, двое сыновей подарили уже троих внуков, Люба позже родила дочь и там тоже подрастают двое сорванцов.

- Наверное вам не приходится скучать с правнуками. - улыбнулась Настя.

- Не приезжают они ко мне в гости, и вообще тяготятся тем, что на этом свете так долго задержалась. - с грустью сказала Нина.

- Думаю это неправда и вы просто себя накручиваете без дела. - отказывалась верить в возможность подобного развития событий девушка.

- Более десяти лет мы уже не общаемся, потому что я не позволила дочкам выполнить задуманное. - продолжала исповедь старушка, - Предложили они эту квартиру большую продать, а мне купить маленькую на окраине города, потому что деньги нужны были.

- Сынок хочет дело свое открыть, поэтому стартовый капитал нужен. - сказала как-то Аня, пришедшая к матери в тайне от сестры.

- У меня сбережений немного, но готова все отдать, раз нужно. - ответила Нина, - На похороны собирала, но поживу пока, а если нет, значит вы с сестрой так дело не оставите.

- Мало мне этих копеек. - недовольно поморщилась старшая дочь, - Мы с мужем кредит взяли, сам Антошенька много работает, но этого недостаточно.

- Так, а что же мы тогда делать станем? - не понимала женщина.

- Я предлагаю квартиру эту продать и тебя переселить в небольшую однушку в спокойном районе. Она мужу в наследство осталась от его бабушки, да продать ее выгодно не получится, ремонт нужен. - льстиво повествовала Анна, - Ты одна живешь, на работу уже не нужно каждое утро бегать, а в магазин сходишь за продуктами не торопясь.

Тогда Нина поехала с дочкой и зятем посмотреть квартиру и всю дорогу пыталась не разреветься, но не смогла сдержаться после увиденного. Нежилое помещение с ободранными обоями, развалившейся мебелью и кучей хламья меньше всего подходило для нормальной жизни.

- Если тут прибить, а это выбросить, то в целом нормально получится. - рассуждал зять, - Вам же много не нужно.

Несколько дней после поездки Нина приходила в себя и не находила слов от ситуации. Она отчетливо понимала, что не сможет существовать в тех ужасных условиях, но очень сильно хотелось помочь и поддержать детей. А потом прилетела со сценой негодования Люба, начавшая орать с порога.

- Значит пока я в командировке была в другом городе, вы с Анькой решили дельце с квартиркой провернуть?

- Ничего мы не решили и вообще ты неправильно все поняла. - оправдывалась мать, - Просто у Анны возникла странная идея, но я не готова на такие шаги.

Потом между сестрами завязалась настоящая война. Они делили квартиру при живой матери, а та чувствовала свою вину и ночами просила мужа забрать её к себе.

- Не могла я простить одно из самых больших предательств в мире из всех существующих. – горестно говорила Нина, - Мы всегда с мужем душу были готовы отдать за детей и внуков, все ради их счастья. А они делили нажитые нами ложки и плошки, тяготясь присутствием в их жизни.

- Судя по сохранившейся квартире вы сумели победить обстоятельства. - растерянно сказала Настя.

- Отказалась я тогда от продажи, сказав, что квартира останется им двоим в равных долях только после моего ухода. Но такой вариант дочерей категорически не устраивал, они рассчитывали получить все и сразу, не особенно горя желанием ждать. При этом каждая из дочек считала себя более достойной единолично владеть шикарными апартаментами в центре города. Их ничего не смущало и конфликты продолжалось до попадания Нины в больницу с сердечным приступом.

- Вашей матери нельзя нервничать. - говорил потом доктор Анне и Любе, - Возраст уже почтенный, состояние здоровья слабое, так что вам бы лучше держать мать под постоянным присмотром.

Подобные перспективы совершенно не устраивали девиц, учинивших скандал прямо в стенах больницы. Нина случайно услышала их разговор в коридоре, навсегда перестав верить в чудеса.

- Не могу я возиться с матерью сейчас. - говорила Анна, - Старший сын только бизнес сам начинает, а помогать некому, кроме нас. Средний ищет свое предназначение, а младшего учить нужно, так мне некогда с ней нянькаться.

- Ну да, ты у нас занята, а у меня времени немерено! - сердилась Любовь, - Дочь после института сейчас тоже нужно определять, на работе забот полна и ремонт начали. Мне тоже не с руки постоянно быть прикованной к пожилому человеку с множеством проблем.

После выписки из больницы, Нина вернулась в свою квартиру и живет в ней после этого уже многие годы одна. Родственники предпринимали новые попытки атаки на наследство, но предусмотрительная женщина составила завещание и оформила его хранение у представителя закона по всем правилам.

- Получилось, что при множестве родственников, я никому не нужна… - горестно говорила она, - Только и ждут возможность квартиру к рукам прибрать. Ну да ладно, не бери глупости в голову, а то испортила я тебе своими историями праздничное настроение.

Вернувшись домой, Настя не могла отделаться от послевкусия от общения с соседкой. Ей было искренне жаль одинокую и пожилую женщину, заполняющую пустоту работающим телевизором. Больше у них не возникало никаких вопросов или недовольства по этому вопросу. А спустя пару месяцев девушка увидела Нину, открыв дверь своей квартиры.

- Ты прости за беспокойство, можно с просьбой обратиться? - нерешительно спрашивала она.

- Конечно, проходите, говорите, что нужно сделать. - суетилась Настя.

- На этой бумажке два номера телефона. - сказала старушка, протягивая запись, - В тот день, когда из моей квартиры утром не будет раздаваться звук телевизора, просто набери любой и скажи, что история закончилась. Только не спрашивай сейчас ни о чем, просто помоги!

- Хорошо, я все сделаю! - искренне ответила девушка, глядя вслед уходящей соседке.

С тех пор каждое утро они с мужем прислушивались к звукам в соседней квартире и только убедившись в их наличии бежали по своим делам. Спустя несколько месяцев после визита Нины, супруги проснулись от звенящей тишины, которая казалась громче выпусков новостей. Они тщетно прислушивались к шорохам, потом попытались достучаться до Нины, все оказывалось бесполезно. Насте оставалось выполнить последнюю волю и набрать любой номер.

- Я соседка Нины Петровны. - сказала она ответившей на том конце женщине, - Мы беспокоимся, потому что у нее квартире долгое время тихо, а она оставила ваш номер телефона.

Потом, на похоронах соседки, Настя видела дочерей и внуков, поняв, что разговаривала с одной из них. Они суетились, куда-то торопились и даже не считали нужным изображать скорбь.

- Жизнь так устроена, так что ничего не поделать... - отвечали они на соболезнования.

Настя не стала подходить к Анне и Любе, решив сходить в церковь и помолиться за душу доброй женщины. Она понимала, что эти охотницы первым делом бросятся на поиски материальных ценностей и предпримут попытку продать квартиру. Обе циничные особы еще не догадывались, что их имена Нина не вписала в завещание и теперь квартира отходила в активы детского дома, выпускники которого не имели жилья и опоры по жизни.

Автор: Раиса Н.