Работа с травмой.
Для начала я хотела бы объяснить что происходит с человеком после травмы.
1- эмоциональное нарушение:
тревога, страх, страдание, тоска, беспомощность, стыд, гнев, ярость либо "эмоциональное онемение" - утрата способности что либо чувствовать.
2-симптомы физических нарушений:
нарушение сна, аппетита, половой функции, боль и иные неприятные ощущения в теле, нарушения функций различных органов и систем.
3- поведенческие нарушения:
пассивность и ограничение социальных контактов, злоупотребление ПАВ (алкоголь, табакокурение, наркотики), агрессивные поступки и т.д.
4 -нарушение познавательной деятельности:
неспособность сконцентрироваться, хаотичные, беспорядочные мысли, "наплывы неприятных воспоминаний", нарушение памяти, снижение продуктивности мыслительных процессов, потеря смысла жизни и деятельности.
ГЛУБИНА ТРАВМЫ ЗАВИСИТ ОТ:
- на сколько человек реально воспринял ситуацию как угрозу физическому либо психологическому здоровью. - личные особенности человека, способы переработки информации, эмоциональное реагирование, поведенческие стратегии. - реакция социального окружения - наличие или отсутствие поддержки (другие люди, специалисты, организации).
НАЧАЛО РАБОТЫ С ТРАВМОЙ:
На первом этапе - щадящий поддерживающий подход, создание атмосферы безопасности.
На втором этапе - стабилизация состояния, установление доверительных отношений, проработка травматического события с переоценкой опыта, изменения самооценки клиента и его восприятия мира.
1. важным этапом в работе с травмой является упражнения по выявлению причина следственной связи. то есть что было и что запустило определённые реакции, поведения, мысли, чувства.
2. зачастую травма здесь и сейчас подымает все предыдущие травмы и как правило уходит корнями в детские вытесненные травмы, с привычными телесными реакциями, чувствами и защитными механизмами. Значит начинаем работать не с самой травмой а с предыдущим травмирующим опытом, который естественным образом поднимается. Именно он когда то перекрыл ресурс, которого не хватает с правиться и сейчас с определёнными ситуациями.
стараемся найти эту перекрытую энергию (ресурс) которого будет достаточно что бы посмотреть на травмирующее событие, (а зачастую и не одно) и заново прожить его.
3. задача конфронтации - переиграть, изменить травмирующую ситуацию. Как следствие меняется ведущий образ, ведущее ощущение и поведение. Конфронтация включает защитные копинг стратегии, поэтому заканчиваем ее релаксацией.
4. интеграция нового опыта, а также полученные ресурсы в реальную жизнь.
На этом этапе работаем с вторичными выгодами и построением будущего, выстраивание новых ценностных ориентиров и смыслов. Интеграция нового опыта в социальное окружение, отношение с партнером, родителями. детьми. Работа по выстраиванию новых поведенческих стратегий.
В заключение хотелось бы написать, что я рассматриваю ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ ТРАВМУ - " как нормальная реакция на ненормальные обстоятельства", поэтому клиенту главное осознать свои реакции как нормальные, но эти реакции были уместные там и тогда, там была адаптивность человека под определённую ситуацию. В дальнейшем они зачастую уже больше мешают, чем помогают.
Автор: Грушевец Надежда Григорьевна
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru