Сейчас будет очень много букв и резонансных утверждений. Надеюсь найдутся люди, которые смогут дочитать до конца и дать конструктивную обратную связь. Развиваю тему про диалектику общественного развития. Очень концептуально важная статья. В ней - диалектика, устремленная из прошлого в будущее, тестирую, так сказать, на начальном этапе предсказательную силу диалектики. Ну, так сказать, с божьей помощью приступим.
Применима ли диалектика к социально-гуманитарным наукам?
Диалектика есть учение о всеобщих законах развития. Говорят, что «в Гегеля тяжело войти, но еще сложнее выйти». Это означает, что если вы приложили достаточно усилий, чтобы проникнуться философией Гегеля, то вы начинаете видеть диалектику и ее элементы везде, вплоть до простых бытовых ситуаций, не говоря уже о чем-то глобальном и фундаментальном.
Некоторые философы считают, что диалектика неприменима ко всему. Например, по мнению А.Д. Власова, она неприменима к неживой природе, к физике. Марксисты же наоборот, полагают, что диалектика отлично подходит для описания всего мироздания в целом. Наиболее ортодоксальные приверженцы Гегеля, равно, как и его критики, скажут, что диалектика – это учение о развитии и закономерностях мышления, поэтому она применима только к мышлению и к тому, что поддается творческой преобразовательной силе мышления.
Но, так или иначе, практически все сторонники идеализма Гегеля или материализма Маркса согласны, что диалектика работает в социально-гуманитарном познании, отлично описывает развитие общества и закономерности этого развития.
Так, с точки зрения диалектики общество развивается по спирали, постепенно переходя от одной стадии ко второй, в рамках которой отрицаются элементы первой, а затем как бы возвращаясь к началу, но на новом уровне, где происходит синтез элементов первой и второй стадии. Яркое проявление этого закона мы видим в историческом движении европейского общества от эпохи Античности через Средневековье к Новому времени.
Диалектика европейской истории
Что представляла из себя культура Античности, какие ценности были ей присущи? Вспомните древнегреческих богов, статуи, Олимпийские игры. Это была языческая культура, для которой характерны эстетика человеческого тела, дух конкуренции и борьбы, философский и вообще в целом интеллектуальный плюрализм. При этом существовало рабство, которое даже такие великие умы человечества как Платон и Аристотель не считали чем-то из ряда вон выходящим, но наоборот, скорее признавали вполне нормальным и даже необходимым элементом общественного функционирования.
История мыслилась как движение по кругу. Всё циклично и всё повторяется, как писал древнегреческий историк Фукидид. Такой взгляд на историю был в целом характерен для традиционного общества, жизнь которого была тесно связана с цикличностью сельскохозяйственных работ.
В Средневековье ценности Античности были отброшены. Язычество и всё, что с ним связано категорически осуждалось. На смену духу конкуренции и борьбы пришло покорное смирение. Человеческое тело с его животным началом стало источником греха. Исчезла необходимость в каком-либо философском или интеллектуальном плюрализме, так как высшим авторитетом была теперь наделена одна единственная книга – Библия. Правовое неравенство между людьми сохранялось в виде сословной системы и крепостного права, однако люди были признаны равными, по крайней мере, перед Богом.
В Средние века был разорван круг исторического движения. На смену кругу пришла линия, а точнее вектор. История в понимании людей получила направленность – от Сотворения мира к Страшному суду и Второму пришествию. Начала зарождаться идея прогресса.
В эпоху Нового времени были пересмотрены ценности и установки Средневековья. Отброшен библейский догматизм, при этом христианство осталось господствующей религией, однако всё большее значение в познании мира придается разуму, снова становится возможным интеллектуальный, философский и вообще мировоззренческий плюрализм. Благодаря развитию капитализма происходит возвращение к духу конкуренции и борьбы, стремление к личному успеху. Центральное место в мировоззрении снова занимает человек, его переживания и искания, а не Бог. Живопись становится всё более реалистичной – возвращается интерес к эстетике человеческого тела. В первых Конституциях мира, принятых в США, Польше и Франции провозглашается правовое равенство между людьми. Конечно, люди по-прежнему неравны в реальности, но зато их юридическое равенство теперь было признано на уровне закона, в отличии от Античности, когда рабов и вовсе не считали за людей, а в Средние века юридически закреплялось сословное неравенство между людьми. Эти процессы шли неравномерно по миру и долгое время в той же России, например, крестьяне оставались на положении рабов. Но нас здесь интересуют не частности, а общие тенденции, макротренды.
Новое время начинается с эпохи Возрождения, которая так и называется потому, что в этот период происходит возвращение к античным ценностям. Возрождение плавно перетекает в Просвещение, когда снова свободно и активно начинают развиваться науки и философия, подобно тому, как это когда-то было в Греции.
И всё-таки Новое время – это не возврат к старому, не откат назад, так как возрождение интереса к античным ценностям всё-таки основывалось на христианской морали и капиталистической экономике, и все произведения искусства Нового времени – это не простое копирование искусства Античности, но его творческое переосмысление на новом уровне. Синтез античной культуры и христианского мировоззрения отлично сочетались с развитием новой капиталистической экономики.
Если раньше люди мыслили историю как круг, затем как вектор, то как они её стали мыслить теперь, в Новое время? Что есть синтез круга и направленной линии (вектора)? Их синтез и есть спираль. Благодаря Гегелю в Новое время и появилась идея спиралевидного развития общества, но почва для появления этой идеи была заложена всем предыдущим развитием.
Таким образом, отвечая на популярный вопрос о том, повторяется ли история или нет, с точки зрения диалектики можно сказать: и да, и нет. Да – потому что многие процессы цикличны и действительно многие события происходят по схожим сценариям. Нет – потому что мы всё-таки не ходим по кругу, мы идем вперед и даже то, что повторяется, не повторяется в точности, а происходит на новом уровне. Развитие человеческого общества идет по спирали через стадии тезиса и антитезиса к синтезу.
Главная концепция
Но моя главная идея заключается в другом. А что если диалектически посмотреть на всё общество в целом, его путь в прошлом и настоящем и попытаться ответить на вопрос куда же мы идем теперь, что нас ждет в будущем?
Попытка марксистов
Посмотреть на историю общества в целом из прошлого в будущее уже попытались марксисты, в том числе советские, но у них получилась какая-то очень громоздкая и притянутая за уши «пятичленка», согласно которой сначала было первобытное общество, потом рабовладельческое, за ним феодальное, капиталистическое, а дальше будет коммунизм.
Еще в марксизме был так называемый азиатский способ производства, который также непонятно было куда пристроить. Постепенно выяснилось, что такие казалось бы незыблемые понятия как рабовладение и феодализм тоже очень условны и мало где вообще в реальной истории встречались в чистом виде. И практически нигде не было чистой смены формаций в строгом порядке от одной к другой.
Но идеи марксизма не хотелось бы отбрасывать полностью. В них было немало полезного и рационального. «Пятичленку» придумали уже в СССР при И.В. Сталине. Изначальный марксизм исходил из того, что есть лишь три (в лучших традициях диалектики) фундаментальных стадии общественного развития:
Бесклассовое первобытное общество (тезис),
Классовое общество (антитезис),
Снова бесклассовое коммунистическое общество, которое есть не откат назад, но подъем по спирали на новый уровень (синтез).
Вот эту идею и хотелось бы развить.
Предварительные замечания
Всё, что связано с марксизмом и коммунизмом, вся терминология марксистского учения сегодня стала очень зашоренной и искаженный. Коммунизм неминуемо ассоциируется с сталинским тоталитаризмом и противопоставляется истинной демократии. В Бельгии есть памятник жертвам коммунизма, но почему-то нет памятника жертвам капитализма. Плановая экономика и полный государственный контроль за всеми сферами жизни общества – вот, что порой думают о марксизме современные люди, при том что марксизм конечно же вообще не об этом. Абсолютно. Полностью.
Поэтому, чтобы не провоцировать лишний раз неприятные ассоциации у людей, интересующихся историей и философией, но не углублявшихся в марксизм, возьмем всё то лучшее и рациональное, что там было, отбросим сильно политизированную терминологию, применим диалектику Гегеля и посмотрим, откуда же и куда мы как социум идем?
Суть
Итак, согласно диалектике развитие есть возвращение к началу, но на новом уровне: нечто было одним, затем сало другим, противоположным, а на третьей стадии вернулось к себе же, но на новом уровне. Общество также пройдет эти стадии. Назовем эти стадии условно следующим образом:
Архаическое общество - первобытное общество, основанное на присваивающем хозяйстве,
Экономическое общество – классовое, цивилизованное общество, основанное на производящем хозяйстве, поэтому и называемое экономическим,
Постэкономическое общество – общество будущего, в котором вопрос заработка и физического выживания перестанет быть главным, поэтому это общество называется постэкономическим.
Сравним эти три типа, три стадии развития по следующим критериям и посмотрим, как происходит спиралевидное развитие по этим критериям:
Происхождение материальных благ,
Отношения с природой,
Социальные отношения,
Устройство системы образования,
Политические отношения,
Особенности духовной сферы.
Итак, рассмотрим подробнее каждый из указанных типов общества по этим критериям.
Архаическое общество.
Это было первобытное общество эпохи палеолита, мезолита и неолита, основанное на присваивающем хозяйстве, которое постепенно начало сменяться производящим.
Происхождение материальных благ. Материальные блага производятся природой, человек в их производстве не участвует, а лишь присваивает, занимаясь охотой и собирательством. К концу данной стадии развития возникает производящее хозяйство и начинает постепенно утверждать себя, но так происходит потому, что история не дискретна, в ней нет жестко отделенных друг от друга этапов, одно плавно переходит в другое. Однако до тех пор, пока производящее хозяйство окончательно не утвердило себя, человек лишь присваивал то, что произвел не он, а природа.
Отношения с природой. Человечество, как видно из предыдущего пункта, было полностью подчинено природе и зависело от нее во всем.
Социальные отношения. Люди на этой первой стадии еще не делятся на антагонистические слои. На самых ранних этапах архаического общества нет никакой социальной дифференциации и стратификации. Постепенно люди начинают делиться на определенные группы, но это деление очень слабое и условное. Даже уровень жизни вождя мало чем отличается от уровня жизни простых членов племени, так как нет еще экономического базиса, способного обеспечить социальное неравенство.
Устройство системы образования. Образования как такового конечно же нет. Одно поколение передает свой практический опыт другому. Ближе к концу периода начинает постепенно оформляться более сложная культура, требующая большего усердия в освоении, однако даже на ранних этапах следующей, цивилизованной стадии образование – удел отдельных энтузиастов и элит, оно не нужно всем и носит весьма условный характер.
Политические отношения. Так как в этом обществе еще нет социально-экономического неравенства, то нет и публичной власти, отделенной от общества. Общество управляется демократически советом старейшин, племенным советом. Вождь есть, но он выполняет роль, прежде всего, военного лидера.
Особенности духовной сферы. В духовной сфере абсолютно господствует религиозно-мифологическое мировоззрение, традиции и обычаи, народная культура.
Далее постепенно, очень не дискретно и неравномерно происходит переход к экономическому обществу.
Экономическое общество.
Это общество, полностью основанное на производящей силе человека. Это классовое общество, включающее в себя как древние, так и современные цивилизации. Это та стадия, на которой мы до сих пор находимся сейчас.
Происхождение материальных благ. Материальные блага больше не производятся природой. Они производятся человеком сначала в виде господства аграрного натурального хозяйства, а затем в виде промышленного производства, в рамках которого зарождаются основы уже для следующей стадии развития. Так произошло первое отрицание, движение по первому витку спирали – было присваивающее хозяйство, когда всё производила природа, а человек это присваивал, а стало производящее, когда человек сам производит всё то, что ему нужно.
Отношения с природой. Если раньше человек был подчинен природе полностью, то теперь он всё больше и больше подчиняет её себе, что приводит, в конечном счете, даже к экологическим проблемам. Зависимость человека от природы практически полностью преодолена.
Социальные отношения. Люди разделились на антагонистические слои: сначала на сословия, а затем на классы и иные неравные в положении социальные группы. Возникло довольно жестко и очевидное социально-экономическое неравенство.
Устройство системы образования. Медленно, но верно образование становится всё более и более всеобщим, системным и стандартизированным. Пиком это процесса является индустриальное общество, когда стандартизированное машинное производство потребовало в большом количестве людей с таким же строго стандартизированным образованием. Так и распространилась постепенно современная система с партами, уроками, предметами, экзаменами и т.п.
Политические отношения. Вследствие формирования жесткого социально-экономического неравенства появляется и публичная власть, отделившаяся от остальной части общества.
Особенности духовной сферы. Религиозное мировоззрение постепенно вытесняется светским, в рамках которого уже не так важно у кого какой бог. Всё более прочное и важное место в духовной сфере жизни общества занимает наука. Постепенно возникает и развивается массовая культура.
В ходе 5000-летнего развития цивилизации постепенно вызревают предпосылки для новой стадии развития, к которой мы уже начали переход в XXI веке. Назовем эту стадию постэкономическим обществом.
Постэкономическое общество.
Это общество будущего, в котором человеку уже не надо будет всю жизнь работать на нелюбимой (а может и любимой) работе, чтобы прокормить себя и семью.
Происхождение материальных благ. Человек снова не участвует в производстве материальных благ, как и на первом этапе, но не потому что мы откатились назад, а потому что материальные блага теперь производятся автоматизированными системами. Человеческий труд больше просто не нужен, в нем нет необходимости. Я долго думал, кто же возьмет на себя роль организатора такого производства, кто будет просчитывать необходимое количество материальных благ для производства, чтобы спрос соответствовал предложению, ведь государство не должно этим заниматься, так как самого государства уже не должно быть. И я понял. Этим займется Искусственный Интеллект. Современные информационные технологии уже позволяют настолько тонко и точно просчитывать все необходимые экономические показатели для эффективного планирования, что большевикам с их Госпланом и не снилось.
Иногда говорят, что такое общество, где всё строго запланировано и нет конкуренции просто деградирует снова как СССР при Л.И. Брежневе. Друзья, акститесь. Конкуренции в капитализма нет уже со второй половины XX века. Это давно показал американский экономист Дж. Гэлбрейт. Роль ТНК только увеличивается в мире. 80% того, что вы видите на рынке (в широком смысле) производится 1-3 корпорациями: еда, напитки, мыльные принадлежности и даже модные бренды типа Дольче и Габбана, Гуччи и Лакост – всё это принадлежит одной компании под названием Procter & Gamble. Так что рыночная экономика уже давно сама по себе стала плановой и конкуренции в ней нет. Если вы торгуете китайскими трусами на Wildberries, то да, вы конечно конкурируете с такими же мелкими перекупами, но если мы говорим об экономике капитализма на мировом уровне, то никакой конкуренции там уже давно нет, зато есть план, только данный не государством, а разработанный самой корпорацией.
Отношения с природой. Люди перестают нещадно эксплуатировать природу, развивается синтез и гармонические взаимоотношения. Господствуют eco-friendly технологии и eco-friendly города, где человеческое и природное бытие гармонично сосуществуют. И эти процессы тоже уже начались в XXI веке.
Социальные отношения. Люди больше не делятся на антагонистические слои при сохранении разнообразия в уровне и стиле жизни. Никто не будет ходить в сером и одинаковом, как писали антиутописты. Будет мода, будет возможность жить так, как хочешь ты и там, где хочешь ты, а не где скажет государство. Просто за счет технологий будут закрыты базовые потребности и не надо будет выживать. Это очень важный момент, на нем остановимся поподробнее.
Капиталисты и рабочий класс, если говорить на языке марксизма, перестанут существовать как два антагонистических слоя не потому что один истребит другой в результате революции и гражданской войны, а потому что отпадет объективная необходимость в обоих. Как? Тут нужно немного экономики.
Производство строится на основе сочетания основного и оборотного капиталов.
Основной капитал – это то, что переносит свою стоимость на произведенный товар не сразу полностью, а очень постепенно: здания, машины, оборудование и т.п. Допустим, станок на заводе стоит 1 млн. рублей. Изделие, произведенное на станке, не стоит тоже сразу 1 млн. рублей. Обычно нужно произвести и продать очень много изделий, чтоб отбить стоимость станка. Но и станок постепенно изнашивается в процессе производства – так он постепенно переносит свою стоимость на созданные товары.
Оборотный капитал сразу и полностью переносит свою стоимость на произведенный товар. Оборотный капитал – это сырье, материалы и рабочая сила. Если ткань для одной пары джинс стоит 1000 р., то и джинсы произведенные из этой ткани не могут стоить меньше 1000 р. - они сразу включают в себя всю стоимость сырья. То же самое касается и труда. Если труд рабочего стоит 500 р. в час и за час рабочий сделал ту самую одну пару джинс, то эти джинсы не могут быть проданы менее, чем за 1500 р., иначе компания будет работать в 0 или в убыток.
Произведенные джинсы в конечном счете продаются с наценкой самим же рабочим, которые их и произвели (если смотреть не на конкретный завод, а на всё общество в целом, то так и происходит). Поэтому в марксизме считается, что прибыль капиталиста – это "недооплаченный" труд рабочего. Приведем простой пример, абстрагируясь от налогов и других издержек: час труда рабочего стоит 500 р., джинсы, им произведенные за час – 1000 р. По факту рабочему платят за час не 500 р., а 300 р., а потом еще этот же рабочий покупает себе джинсы в магазине, но не за 1500 р., а за 1700 р. Реальная экономика работает по этому же принципу, но с большим количеством деталей и переменных.
Таким образом реальный источник дохода капиталиста – оборотный капитал, а точнее его часть - живая рабочая сила. Но дело в том, что капиталист, стремясь к увеличению прибыли, ищет новые технологии позволяющее производить больше и быстрее – так он начинает внедрять в производство и развивать основной капитал.
Но основной капитал не может приносить прибыль, ибо сколько бензина вы залили в машину, столько она и проедет. Нельзя залить в машину бензина на 100 км, а проехать 150. Нельзя на сломанном станке продолжать делать товар. А с рабочим человеком можно! Человеку можно не доплатить и он всё равно продолжит работать! Человек будет болеть, но всё равно выйдет на работу!
Получается удивительная диалектическая ситуация: капиталист, стремясь к прибыли, увеличивает долю основного капитала в производстве, уменьшая со временем долю оборотного. Но именно оборотный и приносит прибыль. Сначала, в первые периоды развития индустриального капитализма, никаких проблем с этим нет, всё хорошо. Но постепенно технологии (основной капитал) достигают такого уровня развития, что человек в производстве больше просто не нужен. Но технологии и не приносят прибыль, потому что им нельзя недоплатить, зато их нужно содержать. Поэтому и капиталисту такое производство становится неинтересным. И капиталист и рабочий исчезают как антагонистические классы просто за ненадобностью! А производство содержится теперь за счет общества и в интересах общества в целом.
Частная собственность на средства производства точно также отмирает просто за ненадобностью, а не потому что ее отнимет очередной злобный Сталин. Частная собственность на средства производства станет не нужна, подобно тому, как стала не нужна собственность на видеомагнитофон, чтоб посмотреть кино (всё можно скачать в Интернете, «видик» и кассеты к нему больше никому не нужны). Точно также с развитием каршэринга постепенно отмирает необходимость в частной собственности на автомобиль. Каршэринг – это очень удобно: нет трат на страховку, техосмотр, ремонт и мн. др. Можно ездить на дорогой машине, не покупая ее за миллионы. Вот грубо говоря примерно также отпадет и необходимость в частной собственности на средства производства.
Устройство системы образования. Благодаря развитию Интернета образование уже сейчас в наши дни снова перестает быть основой благополучия и высокого дохода. Даже школьное образование становится всё более факультативным, либеральным и вариативным. Высшее образование уже и вовсе дошло до того, что к моменту окончания вуза те знания, которые человек получил, устаревают. В постэкономическом обществе образование перестанет быть всеобщим, стандартизированным и системным. Люди будут получать знания, но в гораздо более свободной и либеральной форме, чем сейчас. И этот процесс тоже уже запущен.
Политические отношения. Государств и публичной власти больше нет. Согласно данным Аналитического института при ЦРУ уже к 2025 г. роль ТНК в принятии международных политических решений станет гораздо большей, чем роль государств. Государства отмирают. Хоть и медленно, но верно. Общество управляется демократически всеми своими членами на основе информационных технологий. Не спешите говорить, что это утопия и невозможно. В XV веке унитаз в каждый дом и горячая вода тоже были утопией и невозможностью. Уже сейчас технологии блокчейна позволяют реализовать абсолютно прямую и прозрачную демократию, просто общество еще не готово к этому. Пока не готово. Но всё к этому идет. Наш мир становится всё более децентрализованным, а социум – всё более инициативным и ответственным.
Особенности духовной сферы. Люди больше не видят жестких различий между наукой и религией. Наука и религия понимаются как два разных пути к одной истине. Зачатки такого мировоззрения видны в современной религиозной толерантности развитых стран, в спокойном сосуществовании религиозных и нерелигиозных людей, а еще четче тенденция к этому прослеживается в трудах выдающегося западного философа Поля Фейерабенда.
* * *
Приведенная выше концепция может напомнить внимательному читателю концепцию трех типов общества Элвина Тоффлера (традиционное, индустриальное и постиндустриальное), однако обе концепции (моя и Тоффлера) далеко не идентичны. Тоффлер рассматривает лишь эпоху цивилизации с древнейших времен до наших дней, а постиндустриальное общество – это наша современная стадия, а не будущее. У Тоффлера нет архаической стадии и постэкономической. Его три типа – это этапы лишь внутри экономической стадии развития общества, а постиндустриальное общество – это по сути вообще не самостоятельный тип, а переходная стадия от экономического к постэкономическому обществу.
Таким образом, на этих нескольких примерах мы видим как общество пройдет по спирали, как через отрицание отрицания изменятся и эволюционируют все элементы общественных отношений. Конечно же не всё будет так схематично, конечно же реальный мир всегда сложнее и многообразнее любых схем. Не смотрите на эту схему как на что-то жесткое. Мир и общество не дискретны. Одно очень плавно и постепенно переливается в другое со множеством внутренних отклонений и дополнительных этапов, однако именно через череду случайностей и пробивают себе дорогу закономерности. И помните: когда-то и сосиски на завтрак были утопией и невозможностью. Возможно всё, нужно только время.
Для развития и продолжения темы приглашаю в свой тг-канал. Там, кстати, я сделал сравнительную таблицу по трем типам обществ и критериям, описанным выше: очень удобно и наглядно по-моему получилось.