165 лет назад в 28 марта 1858 г. по указу императора Александра II было основано первое в Санкт-Петербурге бессословное женское учебное заведение со свободным местом проживания - Мариинское женское училище. В 1862 г. училище было переименовано в Мариинскую женскую гимназию, которая к концу XIX века стала одним из самых больших столичных образовательных учреждений. Здесь обучалось более 600 учениц, а в преподавательский состав входило около 60 педагогов.
Обучение в ней могли проходить девушки любого сословия. Инициатором создания выступило «Ведомство учреждений императрицы Марии», ответственное за благотворительность в Российской империи, отсюда название - Мариинская.
Основателем и директором первой женской гимназии стал выдающийся педагог, профессор Николай Вышнеградский. Он был сторонником среднего женского бессословного образования и составителем первой русской программы по педагогике и придерживался в обучении принципа: «Не принуждать, а развивать!».
Попечителем выступил управляющий Ведомством учреждений императрицы Марии принц Ольденбургский.
Первое Мариинское училище было рассчитано на семилетний образовательный курс, в него принимались девочки 9-13 лет. К открытию 28 марта в нем приступили к обучению 162 воспитанницы.
В Правилах внутреннего распорядка Мариинского училища было записано: «Класс должен сколько возможно больше походить на семью… Уничтожение семейного элемента в общественных училищах убивает природную живость детей, омрачает Богом дарованную им веселость, истребляет доверчивость и любовь к наставникам и наставницам, к училищу, к самому ученью…».
«Комплект учащихся» предусматривал, что в каждом классе учились порядка 35-36 учениц. Учебный день длился «от десяти часов утра до двух с половиною часов пополудни», правда, учебными считались все дни, кроме праздничных, которых в году было не так уж и много.
Учебная программа семилетнего образовательного курса женской гимназии была достаточна серьезная и практически такой же, как и в мужской (кроме древних языков). Предметы делились на необязательные и обязательные дисциплины. К обязательным предметам относились: русский язык и литература, география, история, естественные науки (включая химию и физику). А также арифметика и начала геометрии, чистописание, рукоделие, рисование и конечно закон Божий.
Атмосфера в учебном заведении была доброжелательной и теплой, как и предписывали Правила училища: «Понятие о порядке в классе часто понимается совершенно превратно, а потому и требует точного изъяснения. Истинный педагогический порядок класса состоит не в мертвой тишине и не в однообразном, неподвижном физическом положении детей; как то, так и другое, будучи несвойственно живой природе детей, налагает на них вовсе ненужное стеснение, крайне утомляет их, разрушает детское доверчивое отношение между наставниками и ученицами…А в благоразумных семьях никогда не требуют, чтобы дети сидели неподвижно и однообразно, чтобы они не смели смеяться или обратиться к старшим по поводу того, что кажется им непонятным…»
Плата за обучение составляла 25 рублей, желающие изучать «необязательные» предметы должны были доплачивать по 5 рублей в год за изучение иностранного языка (преподавали немецкий и французский) и за танцы, за уроки музыки доплачивали 1 рубль. В гимназии не применялось наказаний, успеваемость при этом была высокой.
С течением времени расширили курс математики, ввели новые предметы – гимнастику и гигиену, а изучение иностранных языков сделали обязательным.
По окончании учебы девушки получали квалификацию «домашняя наставница», которая давала право работать домашним учителем.
Ученицы не имели специальной формы, их просили лишь одеваться опрятно и без роскоши. В гимназии не было наказаний, и при этом все восхищались высокой успеваемостью девочек.
Открытие Педагогических курсов при Мариинской гимназии стало шагом на пути к высшему женскому образованию. Впоследствии на их базе создается Женский педагогический институт. Вслед за «Мариинской» и по его образу было создано еще несколько аналогичных женских гимназий.
К 1866 году в Петербурге функционировало уже 7 подобных учебных заведений, а вскоре они стали распространённым типом учебных заведений по всей России.