За свои 35 лет работы в школе каждый раз убеждаюсь в том, что только неподдельный интерес ребёнка к происходящему может заставить его работать в полную силу, учиться, делать открытия. А задача учителя - создание среды, способствующей развитию такого интереса. И конечно большую роль в этом играют проектные технологии. Я очень люблю пробовать с моими воспитанниками всё новое, озадачивать их, создавать проблемы, с которыми они должны справляться самостоятельно. И больше всего мне импонирует в этом плане окружающий мир. Дети должны быть как можно ближе к природе. Ещё В. Сухомлинский писал: "Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручья и звон серебряных колокольчиков в бездонном летнем небе, шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый шелест волны и торжественную тишину ночи, - услышал, и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни." И я стараюсь научить детей не только слышать эту чудесную музыку, но и понимать, для того, чтобы развить в каждом из них настоящую личность, способную к самореализации.
Поделюсь с вами тем, как я работала с детьми над проектом: "Осторожно! Удод!" На начальном этапе, разбившись группами по четыре человека, ребята должны были справиться с предложенной им следующей жизненной ситуацией: оказать помощь брошенному в лесу, вылупившемуся из яйца птенцу. Каждая четвёрка получила макет яйца с птенцом внутри. Дети сразу же предположили, что для начала должны узнать, какой именно птицы птенец им достался, для правильного кормления и ухода за ним. Это можно было определить по характерным признакам яйца и самого птенца. Но у одной четвёрки яйцо и птенец были не похожи на остальных, кроме того имели резкий, неприятный запах, и у детей возникла проблема: как им быть?
Было выдвинуто предположение, что сначала необходимо добыть информацию из специальных литературных источников или Интернета. Помогать четвёрке с интересом и радостью взялись и остальные. Самостоятельно находили дома необходимую информацию, а в классе была организована выставка книг, оказавших помощь в решении проблемы. выяснилось, что это был птенец удода. Дальше начался основной этап работы над проектом: "Осторожно! Удод!". Детям предложено было выбрать одно из направлений, по которому они продолжали бы работу по более глубокому знакомству с птицей: "Юные сочинители", "Юные загадковеды", "Юные театралы", "Юные мастера". С большим удовольствием мальчишки и девчонки принялись за работу и каждый день, в течение двух недель, радовали своими творческими наработками. Так, на уроках литературного чтения, мы слушали сочинённые детьми стихи про удода и даже посмотрели кукольную сказку: "Легенда про удода", которую поставили театралы. На уроках математики решали придуманные задачки про птицу, на русском языке - разгадывали ребусы и кроссворды о нашем герое, на окружающем мире - искали ошибки в текстах о птице, на технологии - изготавливали удода из разных материалов. Позже в классе была организована выставка поделок.
В результате каждый из детей оказался задействован в нашем проекте, причём, добровольно, смог проявить себя. Многие - даже с неожиданной для меня стороны. Результаты своей деятельности каждая группа оформила в виде книжки-малышки. А закончился наш проект практическим занятием с преподавателями экологического центра, на котором дети смогли не только систематизировать свои знания про удода, но даже ощутить себя этой интересной птицей.
В конце хочется добавить, что заставить детей любить и беречь природу невозможно, любовь надо воспитывать, чем я и стараюсь заниматься, разрабатывая для детей такие вот проекты.