В «Повести временных лет» крещение Руси приходится на 6496 г. от сотворения мира (988 г. от РХ).
Въ лѣто ҂ѕ҃ ѵ҃ ч҃ ѕ҃ · Блгс҄нъ Гс҄ь Іс҄съ Хс҄ъ иже възлюби новꙑꙗ люди Рускую землю . и просвѣтити ю кр҃щениємь ст҃мь
Князь Владимир и сам крестился, и киевлян в Днепре искупал по этому поводу. Все, свершилось. И ладно, что византийские или какие иные источники сего факта не свидетельствуют, хоть и должны, но удивительно получается с тем, как это крещение воспринял народ. Как мы уже говорили, что даже в 19-20 веке все еще не воспринял. Сама церковь просто с ума сходила с этими русскими «язычниками», как она называла некрещеных русских людей, и во всех своих многочисленных наставлениях и летописаниях обильно на русское непослушание жаловалась и уповала. Впрочем, не только жаловалась и уповала, а и меры принимала, благо, что власть княжеская церковь всемерно поддерживала и считала своим «партнером по управленческому бизнесу». Вот примеры из разных веков с удивительно схожими сюжетами.
«Тереховские крестьяне говорили нам, что с. Пятнице на Вешаре соседнего Устяженского уезда как-то сожгли колдунью за то, что она многих «портила».
«Жёнка Федосья, обвинённая в порче, попала на костёр в 1674 году, в северном городе Тотьме».
«В 1676 году в селе Сокольском очередным царским указом было повелено сжечь Панко и Аноску Ломоносовых, колдовавших с помощью кореньев».
«В 1682 году взошла на костёр Марфушка Яковлева, жена водопроводчика, уличённая в наведении порчи на самого царя Фёдора Алексеевича».
«В 1666 году запорожский гетман И. М. Брюховецкий велел сжечь шесть ведьм, напустивших чахотку на него и его супругу».
«В 1671 году были сожжены монахиня Алёна, признанная «ведуньей» (за свою стойкость во время пыток – палачи пришли к выводу, что она колдовским образом не чувствует боли) и бунтовщик Кормушка Семёнов, у которого была найдена тетрадка с заговорами».
«В 1647 года вышёл указ Алексея Михайловича на имя шацкого воеводы Григория Хитрово, повелевающий «на площади в струбе, облокши соломою, сжечь «жёнку Агафью и мужика Терёшку Ивлева, которые с помощью заклинаний и «нити мёртвого человека с приговором» уморили до смерти князя Н. И. Одоевского и нескольких крестьян».
«В 1575 году, в Новгороде погибли на костре пятнадцать «ведуний».
В 1591 году в Астрахани подосланные из Крыма колдуны навели порчу на «политического эмигранта» – переселившегося в Россию крымского царевича Мурат-Гирея. Государь Фёдор Иванович приговорил колдунов-шпионов к сожжению (перед казнью их подвергли всевозможным пыткам, дабы выяснить «по чьему умышлению испортили царевича»).
«В 1204 году, в Суздале были сожжены некие «лихие бабы», устроившие в княжестве неурожай».
«В 1227 году четырёх волхвов сожгли в Новгороде».
«В 1411 году двенадцать «жонок вещих» наслали чуму на Псков, за что и попали на костёр».
«муж и жена содержались целых 28 лет в тюрьме, до тех пор, пока они превратились в совершенных уродов по волосам, ногтям, цвету лица и прочему, и, наконец, были сожжены в Москве, в маленьком доме, который нарочно для того подожгли. Вина их осталась тайною, но вероятно, что они были наказаны за какую-нибудь религиозную истину, хотя священники и монахи уверили народ, что эти люди были злые и проклятые еретики».
«Илья Фезвитянин, заклавый ерея и жреца идольския числом триста не мога терпети…»
Что-то у них там не складывалось с русским народом – что в 13 веке, что в 17 веке.
Дореволюционный историк церкви Голубинский тоже скептически оценивал т.н. христианизацию:
«Совершенная покорность русских в деле перемены веры воле князя и так называемое мирное распространение христианства на Руси есть не что иное, как невозможная выдумка наших неумеренных патриотов, хотящих приносить здравый смысл в жертву своему патриотизму. Нет сомнения, что введение новой веры сопровождалось немалым волнением в народе, что были открытые сопротивления и бунты».
И все же она была и немало поспособствовала будущей революции 1917 года. Только происходила она не в 10 веке мирно и благолепно, а с приходом на престол Петра нашего Алексеича с хорошо организованной жестокостью и неотвратимостью. Это легко доказывается на трех пальцах.
Палец первый. Петр родился в 7180 г. по языческому календарю. Невозможно поверить, что 7 веков существует христианское государство, а люто ненавидящая все языческое церковь отсчет ведет по языческому календарю в то время, как в христианской Европе уже более века живут по григорианскому календарю, отсчитывающему время от Рождества Христова. Хотя и европейское летоисчисление (юлианский календарь) серьезно подмывает миф о доминировании христианства в средние века. Переход на грегорианский календарь – это важный элемент христианизации Руси.
Палец второй. Что надо сделать с народом, чтобы он пошел в церковь и крестился? Сделать его рабом, крепостным, лишенных всяческих прав, оставив только одно – стать христианином. Тогда ты получишь право как раб иметь некоторые блага от своего хозяина, чтобы воспроизводить свою рабочую силу. И хотя закон запрещал продавать крещеных без земли, Петр этот закон отменил, превратив крестьянина в скот. Православный скот.
Палец третий. Система «Государство – Церковь» окончательно сложилась, когда церковь из чисто религиозного независимого учреждения превратилась в государственное ведомство. В 1721 году открылась т.н. Духовная коллегия, получившая название Святейший Правительствующий Синод.
Этим действием христианизация Руси была завершена. С тех пор ни один русский человек не мог родиться, жениться или умереть «без разрешения церкви», без крещения, без благословения и других обязательных церковных процедур. Нет записи в церковных книгах – нет и человека.
Как мог ответить народ на свое рабство? Только словом.
Поп в церковь идёт - о девках думает, поп в трапезу ковыляет - о рюмочке помышляет.
Дьяк у места – что кошка у теста.
У попа брюхо легче пуха – на свадьбе поел, на поминки полетел.
Дьячок не служит, все по девушке тужит; пономарь не звонит,
на её жопу глядит.
Попу лишь палец покажи – а уж он найдёт, какой в том грех.
Мало в попы идёт за Иисуса, всё больше – из-за хлеба куса.
Мужик только-только пиво заварил – а поп уж с ведром.
И чёрт под старость в попы пошёл.
Чётки на руке, а девки на уме.
Поповское брюхо из семи овчин сшито.
Поповское брюхо, что бёрдо, все мнет.
Дни попа в молитве, а ночи в кабаках.
Из ста попов – девяносто девять дураков.
Поповские карманы – бездонная бочка.
Святой Боже пахать не поможет.
За деньги и Бога можно купить.
Вольно Богу и рога приставить.
У них денежка и на Небеса путь открывает.
Взять Боженьку за ноженьку, да и об пол.
За Богом пойдёшь, ничего не найдёшь.
Впрочем, в 1917 году нашлись средства серьезней. И полетели попы с колоколен…
А поделом.