Найти тему
Почитаем👁‍🗨

Право быть собой. Рецензия на фильм «Необъятность»

«Необъятность» — важное кино, урок принятия и терпимости, которого не хватает в мире, показанном нам создателями. Этот фильм стоит посмотреть, хотя у него есть свои проблемы, особенно на уровне повествования и последовательного ведения сюжетных линий. В этом отношении необъятность больше похожа на туманное воспоминание художника, попытку свести счеты с прошлым, чем на связный киносюжет. Это очень личная исповедь, состоящая из образов, далеких от знакомых нам открыток из Рима. То, что мы видим здесь, скорее крик, поражающий патриархат, консерватизм и потрепанную семью создателя, познавшего себя «другим».

Учет прошлого и консерватизм

57-летний режиссер Эмануэле Криалезе сводит счеты со своей семьей и в некотором роде показывает нам историю своей жизни. Представленная нам история имеет несколько нитей, в которых создатель сосредотачивается на социальных отношениях в микро- и макромасштабе. Нас поражают эмоции главной героини, членов ее семьи и остального общества. Он очень точно показывает, как трудно существовать в консервативном итальянском обществе, когда ты (в прямом и переносном смысле) ему чужой. Поэтому иногда единственный выход — отрезать и убежать. Именно это и делает главная героиня, когда предается мечтам, в которых она и её мать – звезды мюзикла.

-2

Универсальное путешествие в глубины воспоминаний

Фильм итальянского режиссера действительно сложно классифицировать. Это не совсем семейная драма, хотя и решает проблему совершенно по-разному. С одной стороны, он показывает пороки семьи, в которой нет места инаковости, где мужу более чем нормально изменять жене, бить ее и запирать в золотой клетке, чем то, что дочь просто хочет быть собой. С другой стороны, это также показывает, что именно семья может оказать наибольшую поддержку. Эти маленькие парадоксы составляют необъятность. Удивительно, но это тоже не квир-история, хотя эта тема доминирует почти во всей истории об Адри/Андреа. Это скорее своеобразное путешествие в воспоминания художника. Чрезвычайно универсальное, важное, но не совсем удовлетворяющее меня. Есть в нем очень хорошие моменты, но ему не хватает творческой дисциплины, выхода за рамки воспоминаний.

-3

Глубина без слов

Я считаю, что «Необъятность» лучше всего работает там, где нет… слов. В этом слое феноменально показаны непростые, зрелые отношения матери (феноменальная Пенелопа Крус, очевидно, стилизованная под Софию Лорен) и дочери/сына. Игра взглядом, мерцание глаз, подергивание лица, увлечение прекрасной матерью, непонимание дочери в борьбе за свой статус в мире, не приемлющем инаковости, — вот в чем побеждает фильм Криалезе.

Он становится моральным компасом, который точно показывает нам, что действительно хорошо в жизни. Однако я не могу отделаться от ощущения, что потенциал этой истории и актеров не был использован должным образом. Мне особенно жаль Пенелопу, которую распирает желание показать что-то большее. В результате здесь автор сводит счеты со своей историей, а не рассказывает конкретную историю с правильно проведенными и завершенными нитями. Это прекрасно видно в моментах, когда Андреа/Адри убегает от жестокой реальности в мир музыкальных фантазий. Метафорично, красиво, но не нужно по сюжету. Я ждала каких-то сильных поворотных моментов, кульминации, которая позволила бы мне испытать кинематографический катарсис, и я получила только его вкус.

Ну, может быть, именно таким должен был быть этот фильм? Может быть, это и было целью Криалезе, который хотел показать свою историю без прикрас, фальши? В конце концов, жизнь — это не сценарий, не так ли?