ПРЕЗЕНТАЦИЯ КНИГИ члена-корреспондента РАН лауреата Государственной премии РФ за 2019 год директора МАЭ (Кунсткамера) РАН Андрея Владимировича ГОЛОВНЁВА *) «СЕВЕРНОСТЬ РОССИИ»
состоялась 3 апреля в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН на экспозиции «Имперский зал: "Многонародная Россия".
Во-первых, об экспозиции, интереснейшей и новой (появилась в ноябре 2022), которую, придя пораньше, успела рассмотреть, а после презентации книги даже получила некоторые пояснения от специалистов - сотрудников музея: что за украшения на манекенах, откуда, из чего и т.д. Не только костюмы, привезённые из экспедиций, но и сами манекены сделаны с учётом внешних особенностей представленных народностей России. Описание этого зала, к сожалению довольно краткое, есть на сайте Кунсткамеры https://www.kunstkamera.ru/exposition/ekspozicii6/imp.. Разумеется надо посетить, рассмотреть и, разумеется, хорошо бы пояснения получить от научных сотрудников, тем более, что они сами привозили эти костюмы и артефакты из экспедиций.
Во-вторых, о книге. Разумеется ради неё пришла, заинтересовавшись и уже почитав немного в интернете. Замечательно, что она там есть и общедоступна! https://lib.kunstkamera.ru/files/lib/978-5-88431-408-..
Разумеется, надо бы о книге во-первых, просто пишу в порядке хронологии впечатлений. Книга вышла в издательстве МАЭ РАН в конце 2022 года. Издание подготовлено за счет гранта РНФ№ 22-18-00283 «Северность России и этнокультурный потенциал Арктики». Тираж 300 экз., но всем гостям книгу благородно презентовали, пообещав, что сотрудникам тоже достанется.
Как сказал на презентации Андрей Владимирович, "в книге есть что-то автобиографичное". Основной посыл – размышление, почему «Север, будучи естеством России, никогда не выступал ее основным измерением, отодвигаясь на окраинный план и оставаясь в тени ориентаций на европейский Запад, ордынский Восток, византийско-христианский Юг»:
и далее автор говорил в течение часа о написанном, придерживаясь порядка глав монографии.
Книги лежали стопкой на столике, можно было взять - полистать. Пока Андрей Владимирович говорил, листала и смотрела иллюстрации. В первой главе "Игра с картами" наглядная схема, как сместился к северу и востоку географический центр России с потерей южных и западных территорий при распаде СССР.
Если в 1990 г. географический центр СССР был 62 град 30 мин северной широты и 82 град 30 мин восточной долготы, то после распада в 2000 году координаты соответственно 66 град 25 мин с.ш. и 94 град 15 мин в.д.
Таким образом в современном мире Россия – географически самая северная страна с центром в районе Полярного круга.
Вторая по северности страна - Канада. Северность России - введённый автором термин. В переводах на другие языки пришлось это словосочетание изобретать, например Russian Northernness или Northernness of Russia по-английски.
Уже после выступления, отвечая на вопросы, автор отмечал внутреннюю свободу народов Севера, цельность характеров и близость, чуть ли не совпадение alter ego северян с их языческими богами. Кстати вечером, придя домой, аналогичную особенность близости богам отмечали исследователи у народа майя в фильме, показанном на канале "Культура". Там говорилось, что европейцы считали майя отсталым народом. Примерно так же иногда говорили о чукчах у нас. А вот теперь, когда Север стал нашим надёжным тылом, основой страны, её стержнем, пора призадуматься, что есть отсталость, приглядеться к культуре северных народов. Книга в этом поможет.
Андрей Владимирович категорично отверг предположение, что предлагает какую-то идеологию, либо методологию, сказав, что северность, по его мнению, это способ восприятия действительности. **)
Украшением презентации стало выступление народной сказительницы в платье и головном платке, сохранившемся от бабушки-староверки. И хотя былинная традиция чисто мужская, в данном исполнении послушать былины большое счастье!
И вторая былина, хоть и не до конца была спета, ведь такое пение работа непростая, при сдержанной жестикуляции и кажущемся однообразным голосоведении слушалась с полным вниманием, особенно вблизи народных костюмов.
Цитата из пролога: "Полярники говорят, что в Арктике хорошо видно человека. Добавлю: из Арктики хорошо видно человечество..."
Самое время артикулировать и осмыслить феномен нашей северности!
#Nord #Septentrio #kunstkamera #АндрейГоловнёв #СеверностьРоссии
*) Из Википедии: Андре́й Влади́мирович Головнёв (род. 14 марта 1958, Челябинск, СССР) — российский этнолог и антрополог, специалист по истории народов Северной Евразии, доктор исторических наук (1996), профессор (2000), член-корреспондент РАН (2003). Директор Музея антропологии и этнографии (Кунсткамера) РАН, профессор Санкт-Петербургского государственного университета, директор Этнографического бюро, президент Российского фестиваля антропологических фильмов (Екатеринбург), кинорежиссёр, поэт, музыкант. Лауреат Государственной премии РФ в области науки и технологий за вклад в изучение культурного наследия народов Арктики (2019). В июне 2017 года избран директором Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН).
Андрей Владимирович не кабинетный учёный, а исследователь-полевик с 40-летним стажем экспедиционных работ среди ненцев, селькупов, энцев, хантов, манси, саамов, коми-зырян, чукчей, эвенков, якутов, сибирских и уральских татар, башкир, марийцев, нагайбаков, русских поморов, староверов, сибирских старожилов, немцев Урала. основоположник "антропологии движения", измеряющей реальность в единицах действия. Её главными категориями выступают динамика и статика, основными инструментами — мотивационно-деятельностные схемы и историко-антропологические сценарии. Эта новая методология открывает праисторию и историю в живой последовательности мотивов-действий исторических персонажей. Успешно сочетая теоретико-методологические разработки и эмпирические (в том числе экспедиционно-полевые) исследования антропология движения даёт ключ к пониманию и решению проблем миграции, адаптации, межэтнического взаимодействия, выработки стратегий освоения Арктики и существенного обновления концепции «северного измерения» России.
**) Мне подумалось, что "способ восприятия действительности" это, как минимум, методология и есть, но возразить автору не посмела. Он и сам, разумеется, понимает суть своего "эзоповского" ответа, заменив "недосказанность" иносказательностью.
Ведь замахнуться на методологический, а ещё круче на идеологический посыл чревато последствиями. Отказ от идеологии рассматривался важнейшим достижением 1990-х - проявлением свободы личности в самой несвободной по европейским понятиям стране. Плоды этой "свободы" обернулись небывалым ростом организованной преступности и бесконтрольным расхищением бывшей госсобственности (при социализме был хотя бы учёт присвоенного и госраспределение также контролировалось, возможно не всегда, но всё же столь бесконтрольного разбазаривания не было - партийность сдерживала), развалом страны и утратой территорий. Правда удалось, к счастью, поездить за рубеж и мир посмотреть, что лично для меня большое счастье. Но ведь это можно было разрешить и без таких потерь путём разумной реорганизации... эволюция всегда гуманней революций. Хотя, что теперь сожалеть по волосам, когда с головой совсем не ладно...