Управление Роспотребнадзора по Саратовской области информирует:
если Вы сомневается в правильности расчета платы за коммунальную услугу, то в первую очередь Вы можете потребовать от исполнителя подтвердить правильность расчета платы, а также обратиться в орган жилищного надзора для оценки действий исполнителя с точки зрения соблюдения обязательных требований жилищного законодательства.
Порядок и основания, согласно которым производится расчет платы за коммунальные услуги, в том числе за отопление, определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Такие расчеты осуществляются по специальным формулам, которые определены в Приложении № 2 к указанным Правилам.
Важным показателем для определения размера платы за коммунальные услуги является объем потребления услуг за расчетный период, который указывается в платежном документе Объем потребления рассчитывается либо по нормативу либо по приборам учета в зависимости от того, оборудован ли многоквартирный дом общедомовым и индивидуальными прибора учета (см. п. 69 Правил).
В случае, если потребитель не согласен с предъявляемым к оплате объемом потребления коммунальной услуги, то в соответствии с подпунктом “д” пункта 31Правил N 354 потребитель вправе потребовать от исполнителя провести проверку правильности исчисления предъявленного к уплате размера платы за коммунальные услуги. Такая проверка проводится исполнителем непосредственно при обращении потребителя, а если немедленно ее провести невозможно, то ее срок определяется по договоренности между потребителем и исполнителем, но не более одного месяца со дня обращения потребителя. После завершения проверки, но не позднее не позднее 5 рабочих дней, исполнителем направляются потребителю соответствующие документы, подтверждающие правильность расчетов либо признающие ошибку в расчетах (пп. “д” п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг). Если в ходе проверки выявлены технические и арифметические ошибки, применение не того тарифа, норматива потребления и т.д., то это является основанием для проведения перерасчета.
В случае, если требование потребителя о предоставлении проверочных документов с подтверждением правильности расчетов игнорируется со стороны исполнителя, либо потребитель не согласен с результатом такой проверки, то можно обратиться в орган жилищного надзора, поскольку непредоставление сведений по запросу потребителя о правильности расчета, а также нарушение самого расчета указывает на нарушение обязательных требований жилищного законодательства.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (ст. 20 ЖК РФ). На территории Саратовской области органом государственного жилищного надзора является Государственная жилищная инспекция Саратовской области (ул. Челюскинцев, 114, г. Саратов). Кроме того этот же орган вправе обратиться в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (ч. 12 ст. 20 ЖК). Роспотребнадзор (его территориальные органы) в целях защиты прав потребителей могут вступать в дело для дачи заключения (ст. 47 ГПК РФ).
При этом граждане – потребители коммунальных услуг, защищая свои права в гражданско-правовом порядке, в том числе с участием государственных органов в суде, могут обосновывать свои требования ссылаясь не только на положения жилищного законодательства, но и на нормы Закона РФ «О защите прав потребителей». В частности на положения ч. 6 и ч. 7 ст. 157 ЖК РФ, предусматривающих выплату лицом, предоставляющим коммунальные услуги, при неправильном, т.е. в сторону увеличения, расчете платы за коммунальную услугу, штрафа потребителю, а также на положения Закона РФ «О защите прав потребителей», применяя правила об альтернативной подсудности по выбору потребителя, освобождении от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, повышенной ответственности исполнителя перед потребителем в виде обязательной компенсации морального вреда за факт нарушения прав потребителя, уплаты штрафа за несоблюдение добровольного порядка урегулирования спора при обоснованности требований потребителя (см. ст.ст. 13, 15, 17 Закона).
Источник: http://64.rospotrebnadzor.ru/