Пытаясь доказать, что обстановка во враждебном бакинскому режиму Иране нестабильна, а Тегеран готов «упасть в руки» алиевскому султанату словно спелая хурма, азерпроп идёт на подлоги и выдумки.
Так, 4 апреля азерагитпроповское агентство «Туран» сообщило:
«В последние дни иранские азербайджанцы собираются на границе с Азербайджаном вдоль реки Араз и демонстрируют поддержку своим северным соплеменникам. Размещая «патриотические» видеоролики об этом в соцсетях, участники акций «осуждают тегеранский режим за анти-азербайджанскую политику».
Подыгрывая азерпропу, эту муть распространило российское агентство eadaily.com под названием «Выходили на берег азербайджанцы: на северной границе Ирана проходят стихийные акции» с комментарием: «В Азербайджане на фоне беспрецедентного обострения отношений с южным соседом всë чаще звучат заявления относительно «притеснения и дискриминации» граждан Ирана — этнических азербайджанцев, компактно проживающих в северо-западных районах Исламской Республики. Именно эти регионы ИРИ политики и эксперты в Баку именуют «Южным Азербайджаном» (Ссылка: https://eadaily.com).
Сколь очевидна недостоверность данных сообщений, столь ясно и откуда растут ноги.
Азеро-турки пытаются повторить трюк с выходом на советско-иранскую границу в декабре 1990 - январе 1991 гг. Но, не имея возможности реально повторить это с обратным вектором (со стороны Ирана), раздувают слухи, пытаясь выдать желаемое за действительное.
В связи с этим приводим отрывок из книги Арсена Мелик-Шахназарова «Нагорный Карабах: факты против лжи», глава 11 «Кровавый январь 1990 года», раздел «На границе тучи ходят хмуро» (Ссылка: http://russia-artsakh.ru).
«1 декабря 1989 г. ВС АрмССР и Национальный совет Нагорного Карабаха приняли решение о воссоединении Армянской ССР и НКО. Cразу началась новая волна шантажа со стороны «плохих парней» из НФА. Возобновилась железнодорожная
блокада, которая была прекращена лишь за пару недель до ноябрьской сессии ВС СССР. Но главным объектом шантажа на этот раз стала государственная граница между СССР и Ираном на всей ее протяжённости в АзССР.
Судя по всему, объект шантажа был избран не случайно. Чем новеньким можно было напугать Кремль? Конечно же, исламской угрозой. Благо за Араксом находился исламский Иран, чьи руководители объявили СССР «малым сатаной» (в отличие от
«большого сатаны» — США). А бакинские пропагандисты уже давно «вешали лапшу» о якобы 12 (или даже 20) миллионах родственников-«азербайджанцев» по ту сторону Аракса. Речь шла о жителях одноимённой иранской провинции, то есть исконного Азербайджана, которые-де мечтают в едином порыве объединиться с советскими азербайджанскими братьями...
Сомнительно и то, что планы действия вырабатывались лишь в тиши бакинских кабинетов, хотя и там имелись весьма неглупые люди, которые знали, как напугать недалеких кремлевских идеологов. По ряду косвенных признаков было ясно,
что и тогда, и позже не обходилось без разработок турецких спецслужб и согласования планов с Анкарой. Особенно это стало ясно после небезуспешных попыток НФА «разворошить» обстановку в ряде республик Средней Азии, где вряд ли можно
было обойтись без помощи турецкой резидентуры.
4 декабря 1989-го, то есть буквально через два дня после того, как стало известно о решении совместной армяно-карабахской сессии, в Нахичеванской АССР группы местных жителей вышли к границе, разожгли костры и стали митинговать, призывая через громкоговорители к «объединению Южного и Северного Азербайджана». Пикетчиков предупредили, что они действуют незаконно. Те вскоре разошлись, но 12 декабря акция повторилась.
Наконец, в конце декабря в адрес пограничников поступил и ультиматум от нахичеванского Народного фронта. В ультиматуме содержалось требование: до 31 декабря 1989 года убрать на границе все заграждения. В противном случае всё будет уничтожено.
Руководство пограничников пошло на некоторые уступки, разрешив на ряде участков границы выход населения для хозяйственной деятельности. Однако это не помогло: НФА активно готовился к погрому границы: шла агитация, к границе свозились техника и горючее. 31 декабря началось: толпы пошли уничтожать и крушить вышки, пограничные знаки, электросигнализацию. Корреспондент «Комсомольской правды» наблюдал, как погромщики «не только валили опоры инженерных сооружений, но и загружали поваленные столбы в свои машины»2. То есть разрушение границы «по идеологическим мотивам» (невозможность общения с «родственниками» по ту строну границы) совмещалось с обыкновенным грабежом.
А в районе Джульфы местные жители вышли к находящемуся в приграничной зоне старому армянском кладбищу, насчитывавшему свыше 6 тысяч уникальных крест-камней (хачкаров) и принялись крушить его. Рядовой местного погранотряда Леонид Кобзаренко писал в объяснительной записке, что «видел, как выкапывали кресты на кладбище и разбивали их». Это было уникальное армянское кладбище Джуги (Джульфы),
которое было варварски и окончательно разрушено азербайджанскими властями в 2005 году.
В результате погромов границы весь нахичеванский участок советско-иранской границы, протяженностью в 164 км был парализован; 8-километровый турецкий участок не трогали».
Как хотели бы в азерпропе, чтобы нечто подобное событиям 33-летней давности произошло сегодня с иранской стороны.
Но очевидно, что подобные мечты несбыточны. Если где-то и похулиганят с иранской стороны границы мелкие группы купленных бакинским фашистским режимом и Эрдоганом дебоширов, то вряд ли это станет заметным событием в Иране.
Зато азерпроп поднимет бурю в стакане воды.
А азероагенты в Москве поддержат информационно.
Александр АНДРЕАСЯН