Казалось бы, что может быть хрестоматийнее чем "картина Шишкина "Рожь"? Но в 1889-м году художник пишет полотно, которое станет не только его главным хитом, но и визитной карточкой всей Третьяковской галереи. А еще – украшением обертки самых популярных советских конфет "Мишка косолапый".
Принято считать, что у этой картины – два автора, что другой художник, Константин Савицкий, предложил Шишкину саму идею работы и написал фигуры резвящихся медведей.
В 1889-м эту картину прямо на выставке покупает Павел Третьяков. Когда картину доставляют к новому владельцу, он обнаруживает: к фамилии Шишкина добавилась еще одна – Савицкого. Оказывается, Шишкин посчитал справедливым поделиться с коллегой гонораром – отдал ему одну тысячу из четырех, заплаченных за картину, - и предложил ему добавить свою подпись. Но Третьяков с такой логикой не согласен. «Я покупал картину у Шишкина. Почему еще Савицкий? Дайте-ка скипидару», - требует он. И собственноручно смывает подпись неугодного соавтора. Хозяин – барин. Третьяков считает, что воплощение целиком и полностью шишкинское, и дух работы тоже. Внимательный зритель Третьяковской галереи и сейчас может увидеть в углу картины полустёртую фамилию художника Савицкого.
Только в 21-м веке история написания этой картины прояснилась окончательно. Последние научные исследования полотна позволили специалистам Третьяковской галереи сделать неожиданный вывод: Третьяков был абсолютно прав - Шишкин все-таки написал свой шедевр без посторонней помощи.
Татьяна Карпова, доктор искусствоведения, Государственная Третьяковская Галерея:
Мы исследовали и эту картину, и этюды. Мы не видим там вторую руку. Возможно, Савицкому принадлежит сама идея. Возможно, собственно, за эту идею ввести мотив медведей в картину Савицкий получил четверть гонорара за неё. Мы считаем, что она написана Шишкиным. Шишкин учился у швейцарского анималиста и пейзажиста Колера как раз искусству изображать животных, поэтому он владел этим жанром в том числе.
Из книги:
Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века
Подробнее:
https://www.labirint.ru/books/740206/