Найти тему
Книжный класс

«Великая мать» славянского леса

Борис Зворыкин Баба-Яга. 1916г.
Борис Зворыкин Баба-Яга. 1916г.

Она гостит в каждом нашем возрасте «от двух до пяти» или немного дольше, до поры до времени занимая детское воображение сварливыми кознями в адрес кого-нибудь из положительных сказочных персонажей, Иванушек и Аленушек. Ее атрибуты – старческий возраст, нос и подбородок крючком, седые растрепанные волосы, скрипучий голос, рваная одежда. Встретив что-нибудь подобное в реальной жизни, мы обязательно приложим эпитет: «настоящая Баба-Яга». Приложим - и забудем, ведь никакой Бабы-Яги на самом деле нет и никогда не было, это все сказки…

Виктор Васнецов Баба-Яга
Виктор Васнецов Баба-Яга

А если все-таки она была? Не в историческом, конечно, смысле, но как устойчивая сущность мифологизированного народного быта и мировоззрения на протяжении долгих тысячелетий язычества. И роль ее была очень велика, и тесно связана с природной лесной средой обитания, где каждая дикая яблонька, каждый гусь-лебедь или заяц, или волк и т.д. наделены были особыми свойствами, были причастны к волшебству. А если какая-то беда случалась с человеком и ставила перед ним героическую или нравственную задачу – вернуть любовь, восстановить справедливость, добыть что-то прекрасное – то не пройти ему было иначе как через тот лес. «Вот тебе клубочек, ступай за ним, куда он покатится…» Волшебные предметы, волшебные слова (или наоборот, запретные), подсказки и предсказания – только начни вспоминать, и сразу изумишься: сколько ж там всего было! И перышко Финиста – ясна сокола, и наливное яблочко на золотом блюдечке, и череп со светящимися глазницами – и все через нее, через непредсказуемо добрую и мудрую или, наоборот, коварную и опасную. А почему в разных сказках она разная? А что значат все ее вещи – избушка, ступа, шесты с черепами и др.? А в каких она отношениях с другими сказочными образами и явлениями?

Иван Билибин Баба-Яга.
Иван Билибин Баба-Яга.

Наука всерьез относится к этим вопросам, и уже накоплен большой массив работ с изучением славянского языческого наследия. Свой вклад в него сделала и доктор философии Анна Наталия Малаховская, человек непростой судьбы и широкого круга интересов (феминизм, самиздат, русский и европейский фольклор). Недавно издательство «Алетейя» вновь выпустило ее книгу «Наследие Бабы-Яги». В первой части гуманитарного исследования отражены понятия языческой древности – образные, обрядовые, общественные. Во второй внимание автора сосредоточено на религиозно-сказочных элементах, которые обнаруживаются в текстах русской литературы XIX-XX вв. В третьей представлены мифологемы сюжетов трех авторов – Ф.Достоевского, А.Платонова и В.Распутина. В заключении автор говорит: «Если сказка не «ложь», а благая весть, религиозное сообщение давно ушедшей эпохи, причем направленное не на общие, абстрактные, а на «частные» проблемы, с которыми может столкнуться человек, то и расшифровка этого сообщения может оказаться полезной для каждого из нас».

фото издательства "Алетейя"
фото издательства "Алетейя"

Малаховская Анна Наталия. Наследие Бабы-Яги: Религиозные представления, отраженные в волшебной сказке, и их следы в русской литературе XIX-XX вв. – СПб.: «Алетейя», 2022. – 344 с. (серия «Зарубежная русистика»)

-5
-6
Иван Билибин Баба-Яга (графика)
Иван Билибин Баба-Яга (графика)

Если Вам понравилась идея и эта статья попрошу Вас поддержать развитие канала "Книжный класс" значком "Большой Палец Вверх" и подпиской на него .

Это имеет большое значение для развития канала на Яндекс.Дзен, мотивации и дальнейших публикаций.

Оставайтесь с нами.