Если Вы подписаны на мой блог в ВК, то Вы наверняка замечали, что я часто использую хештеги. Например, такие как #авторскоеправо или #авторскиеправа или #интеллектуальнаясобственность
Хештег – это такая специальная метка, предназначенная для поиска публикаций по определенной теме и начинающаяся со знака решетки (или диез).
Если автор добавил в свою публикацию хештег, то, кликнув по нему, Вам откроется список всех публикаций, помеченных таким же хештегом. Хештег должен начинаться с символа # и не должен содержать пробелов. Если хештег состоит из нескольких слов, то они пишутся слитно, либо разделяются нижним подчеркиванием; например #шоубизнес или #шоу_бизнес
Многие блогеры и бренды придумывают свои уникальные хештеги и используют их для идентификации уникального контента. В моей практике было несколько обращений от блогеров и компаний с жалобами на то, что кто-то «ворует» их хештег. Конкуренты иногда пытаются привлечь аудиторию за счет чужого уникального хештега, который стал популярным. Соответственно, у автора хештега появляется справедливый вопрос: «защищается ли хештег авторским правом?».
В соответствии с нормами действующего законодательства, защитить хештег по линии авторских прав не получится. Хештег не является объектом авторского права.
Однако все же есть возможность предоставить ему защиту. Это возможно, если хештег дублирует зарегистрированный товарный знак или сам по себе является зарегистрированным товарным знаком.
Как известно, запрещено использование обозначений, сходных до степени смешения с зарегистрированным товарным знаком (п.3. ст.1484 ГК РФ). Поэтому если Вы, например, продаете соки, то использование Вами хештега «добрый» приведет к нарушению прав на соответствующий товарный знак (сведения о регистрации этого конкретного товарного знака можно посмотреть тут).
Если Вы придумали уникальный хештег, то его можно зарегистрировать в качестве товарного знака. В отечественной практике известны случаи регистрации хештегов. Например, существует товарный знак #ябудужитьстолет (сведения о регистрации можно посмотреть тут). Существует также товарный знак #stayathome (сведения о регистрации можно посмотреть тут).
Регистрация товарного знака – довольно длительная и относительно не дешевая процедура. Поэтому регистрировать хештег в качестве товарного знака имеет смысл тогда, когда в этом есть реальный коммерческий потенциал.
Сегодня правообладателем товарного знака может быть индивидуальный предприниматель или юридическое лицо. Но уже летом 2023 года всё изменится. В июне 2022 года был подписан Федеральный закон от 28.06.2022г №193-ФЗ. Он позволяет физическим лицам (в том числе самозанятым) регистрировать товарные знаки и быть их правообладателями. Закон вступит в силу в конце июня 2023 года. Подробнее о регистрации товарного знака на физическое лицо (в том числе со статусом самозанятого) можно прочитать тут.
Так как же тогда использовать хештеги, не нарушая чужие интеллектуальные права?
- Самое главное: не спекулируйте на чужих брендах. Это неизбежно приведет к нарушению, если Вы осуществляете предпринимательскую деятельность в той же области, в которой зарегистрирован товарный знак.
- Проверьте, не совпадает ли Ваш хештег с уже зарегистрированным товарным знаком. Это бесплатно и мгновенно можно сделать тут.
- Используйте хештеги для описания, но не для продажи.
Например, в этой статье Вы уже видели пару хештегов, которые зарегистрированы как товарные знаки. Но все же я имел смелость их использовать. Почему я так поступил? Все дело в том, что я не осуществляю деятельность в той области, в которой зарегистрированы указанные знаки и ничего не рекламирую с их помощью; я просто рассказываю них.
В Постановлении ФАС Московского округа от 21.03.2012г. №А40-46200/11-110-373 суд отметил, что при использовании товарного знака не возникает нарушения, если реальная деятельность со стороны ответчиков по оказанию услуг с использованием товарного знака не осуществлялась. Суд по интеллектуальным права тоже придерживается мнения о том, что использование чужого товарного знака в информационных целях допускается (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30.09.2019г. №С01-852/2019 по делу №А40-266746/2018).
© Андрей Макаров 2023г. Эта статья является охраняемым объектом авторских прав! Воспроизведение текста статьи и/или его частей разрешается с обязательным указанием имени автора и активной гиперссылки на источник.