Владивосток — Ташкент: в современных реалиях единственный международный регулярный рейс, связывающий столицу Дальнего Востока со столицей другого государства. И это столица Узбекистана, одна из бывших республик СССР. С 28 марта из Владивостока регулярно выполняется два прямых рейса в неделю — по средам и воскресеньям.
Спрос на билеты достаточно высок, свой путь вы сможете преодолеть на знакомых россиянам боингах и эйрбасах с отличным двухразовым питанием, интерактивными развлекательными системами и даже бесплатным алкоголем для пассажиров эконом класса. Есть и небольшой бизнес-класс для выбора пассажиров.
Путь из Владивостока в Ташкент занимает 7 часов 15 минут и пролегает в том числе над территорией Казахстана. Уже привычного для "Аэрофлота" интернета на борту самолетов нет, немного различаются нормы провоза багажа: обычный, как и в России 23 кг, и 8 кг — ручная кладь. Стоимость перелета из Владивостока в Ташкент "туда-обратно" составляет около 60 тысяч рублей.
Рейсы выполняет "Uzbekistan Airways" с посадочными билетами АК "Аврора" брендированными изображением известного первооткрывателя Владимира Арсеньева.
Наше путешествие началось 19 марта, за несколько дней до праздника прихода весны и Нового года по астрономическому солнечному календарю — Навруза, знакомого россиянам больше как день весеннего равноденствия. Кстати, в эти дни в России школьные каникулы, и это прекрасная возможность отправиться с детьми в интересное путешествие.
Под традиционные аплодисменты пилотам и экипажу самолет приземляется в международном аэропорту Ташкента, и мы начинаем свое первое знакомство с Узбекистаном.
Россиянам в Узбекистане виза не требуется, таможенные процедуры проходим очень быстро в упрощенном режиме. Ташкентская ночь встречает настоящей весенней прохладой марта — на улице +11 градусов. Нужно помнить, что климат в стране резко-континентальный — дневная жара может сменится холодной ночью.
Раннее утро встречает ярким летним солнцем. Мы отправляемся в просыпающийся Ташкент знакомиться со столицей страны. В первую очередь, стараемся обеспечить комфорт поездки — меняем деньги на местную валюту, подключаем роуминг и покупаем для связи местные сим-карты.
Визит в кассы обменов валюты местных банков неприятно разочаровывает, разница в курсе обмена рубля составляет более 30 процентов, доллар и евро — около 9 процентов. На фоне неработающих в Узбекистане российских карт, как и платежной системы "Мир", понимаешь, что к поездке нужно было готовиться внимательнее.
Забегая вперед, стоит отметить, что курс обмена рублей к сумам (валюта Узбекистана) у "неофициалов" значительно выше и близок к биржевому. А местных "менял" проще всего найти на центральном рынке. В любом случае, меняя даже 7 тысяч рублей на местную валюту, вы станете миллионером. В марте 2023 года курс рубля к сумам составлял 1 к 140.
В начале повествования о путешествии стоит рассказать о важных вещах. Например, о связи и такси. Наши эксперименты с интернет-роумингами и полными роумингами от всех операторов большой российской мобильной четверки привели к почти полному разочарованию — интернет отсутствовал почти повсеместно и не позволял даже вызвать такси.
Не берёмся разбираться, кто в этом виноват, российские мобильные операторы или их партнеры в Узбекистане, но можно уверенно заявить, что единственной возможностью иметь качественную связь в Узбекистане — это купить местную сим-карту. Это будет в разы дешевле международного доступа российских операторов и обеспечит вас качественным и быстрым интернетом.
И продолжим про такси. "Яндекс.Такси" работает прекрасно, на русском языке — все адреса улиц заказа, однако в способах оплаты рекомендуется указать наличный расчет и рассчитываться наличной местной валютой. Не стоит рисковать невозможной оплатой картой и не удивляйтесь, что оплата наличными всегда будет округлена в сторону водителя до тысяч сум.
Монет номиналов в 100 и 500 сум зачастую ни у кого нет — это совсем копейки даже по меркам Узбекистана. Опасайтесь "бомбил" — с нас, заплативших за поездку по "Яндекс.Такси" около 100 рублей, уличные "бомбилы" просили 20 долларов. Кстати, средняя поездка по городу на классе "комфорт" обойдётся в 150 рублей. На классе "эконом" останавливать свой выбор не рекомендуем, чаще всего к вам приедет микромобиль типа Daewoo Matiz.
Итак, разобравшись с такси и деньгами, мы начинаем знакомством с Ташкентом.
Ташкент. День первый.
Наша первая туристическая точка олицетворяет новую историю независимости Узбекистана с отсылкой на события истории СССР и Российской империи.
Это мемориал Памяти жертв репрессий, расположенный в центре парка "Шахидлар хиебони". В парке расположен и одноименный музей. Теперь здесь и прогулочные зоны для горожан и беговые дорожки.
Наступает время совместить приятное с полезным. Мы отправляемся в центр плова рядом с телевизионной башней Ташкента, чтобы полностью погрузиться в гастрономический колорит страны и пообедать главным блюдом национальной узбекской кухни.
Пока мы едем на обед, активно изучаем окрестности. Улицы Ташкента, вывески, названия магазинов — почти все названия на английском латинском написании, легко читаемом русскоязычным туристом.
Большая доля надписей — просто на русском языке. И, кстати, Узбекистан активно "окает", но не так как в ряде западных регионах России: Ташкент здесь ТОшкент, самса — сОмса, лагман — лОгмон и так далее. Стоит отметить, что в Узбекистане периодически теряешь ощущение, что ты находишься в другой стране, русский язык звучит повсюду. На нем говорят продавцы, таксисты, официанты, на русском вы можете обратиться к любому прохожему.
Улицы Ташкента похожи на многие советские города со зданиями типичной застройки, редко разбавленных свежими современными зданиями и фасадами модных магазинов и "европейских" ресторанов. Улицы в последние годы избавлены от ранее многочисленных тополей, усыпающих города Узбекистана весенним тополиным пухом.
Теперь на улицах Ташкента — царство платана (чинары) — высоких деревьев с густой широкой кроной, дарящей жарким улицам спасительную тень. Климат Узбекистана кардинально повлиял на цветовую гамму местных автомобилей. Эта страна — царство белых машин, что совсем неудивительно, когда летом температура в тени достигает 50 градусов в тени. Покупка черных, темных авто, как говорят здесь — выбор людей с "с понтами", готовых ради престижа терпеть палящее солнце.
Здесь вы не просто изучите экспонаты музей, а узнаете новый мир, где девы превращаются в саламандр, где ткут ковры как "шкура медведя", отпугивающих скорпионов, где "козлодрание" (кёк-бёру) — национальная конная игра, а глиняная свистулька — волшебный предмет, способный менять погоду и вызывать дождь.
Музей располагается в бывшем дворце русского дипломата Александра Половцева не менее изысканном чем известный особняк Половцева в Санкт-Петербурге, но в восточном стиле, с уникальными колоннами, ажурной резьбой по дереву, выполненную самыми именитыми мастерами разных регионов Узбекистана и Средней Азии.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ
Материал создан медиахолдингом PrimaMedia при поддержке Министерства туризма и культурного наследия Республики Узбекистан и Генерального консула Республики Узбекистан в г.Владивостоке Рустама Исмаилова.