Найти тему

"В погоню за идеалами" Салтыкова-Щедрина

В очерке "Привет" столкнулись три представителя российской культуры, патриоты родины Курицын, Постельников и Спальников. В свои провинции из-за рубежа вернулись: Соломенный, Навозный и Непросыхающий. Их чувства патриотизма свелись к гастрономическим предпочтениям: "У нас ли еда или за границей?", а с иной стороны - к апологетическому апофеозу по поводу государственного порядка: "Будь в страхе! оглядывайся! Коли по правде-то говорить, так ведь это-то настоящая свобода и есть!"

Подобное отечество вызывало боль у автора. Вот что он писал после возвращения из-за границы: "Меня охватывала беспредметная тоска, желание метаться, биться головой об стену. Что-то вроде бессильной злобы раба, который всю жизнь плясал и пел песни, и вдруг, в одну минуту, всем существом своим понял, что он весь, с ног до головы, - раб", - раскрывает писатель в очерке "Привет" ощущения русского иммигранта, вернувшегося на родину после длительного пребывания на чужбине.

                                                                i.pinimg.com
i.pinimg.com

"Очевидно, сердце припоминало старую боль. Я слишком долгое время чувствовал себя чужим среди чужих и потому отвык болеть. Но нам это необходимо, нам нужна ноющая сердечная боль, и покамест это все-таки самый честный вариант развития событий из всех возможных, который предлагает нам действительность".

Именно таким был демократический патриотизм прозаика, самый честный в условиях самодержавно-крепостнической страны. Салтыков страдал за простой народ, крестьян и родину, не любил самодержавие.

Своей публикацией "В погоню за идеалами" Щедрин сумел подвести итоги анализа государственного союза, показав противоречие между Россией и самодержавием, страной и народными массами. Для чиновников тех лет были разные понятия: отечество, закон, казна, руководство. Салтыков находил иллюзией пободного рода взгляды. "Отношение масс к известной идее - вот единственное мерило, по которому можно судить о степени ее жизненности". Крестьян волновала прежде всего собственная участь, а не внешняя политика.

Вражда простого люда по отношению к эксплуататорам была ярко заметна и в Европе в том числе. Крестьяне не долюбливали буржуазию.

Автор очень едко разоблачает бюрократов в "Благонамеренных речах". Более демократической писатель считает Францию. Там представители буржуазии обожали находить некое политическое убежище для себя, так как в Париже очень строго защищено имущество, и если прислуга подала бы в суд на своих хозяев, то ничего никогда не выиграла бы.

Природа буржуазного государства

На протяжении многих лет Щедрин размышлял над сводом идей собственности прежде чем написать "Благонамеренные речи". Его статья полностью посвящена данному вопросу.

Даже в Европе он не нашел идеалов государственности, хотя там тоже преобладали либеральные течения. Реформы 60-х годов превратили Россию из феодально-крепостнической в буржуазную монархию. Писатель в статье пытался правильно переосмыслить все эти процессы.

                                                                  ru.pinterest.com
ru.pinterest.com

Бюрократическая собственность стала господствовать везде. Краеугольными камнями для Росси и Франции были при разных устройствах государственной власти защита частного имущества и забота о том, чтобы "буржуа был сыт и благодушествовал".

В Росси возник новый государственный "столп" - Осип Дерунов и кандидат на ту же должность - Антон Стрелов, уволивший когда-то помещика Утробина. 70-е годы отличались наличием кроме семейного, общественного и государственного, и краеугольного камня - союза собственности. Это своеобразное новейшее слово эпохи и центральный объект анализа писателя в "Благонамеренных речах".

Драма мировоззрения Щедрина

Первый очерк цикла "Благонамеренных речей" "В дороге" символизировал нравственное настроение, накопленное в стране послереформенного периода. Количество преобразовалось качеством. За быстрыми впечатлениями туриста прозаика, наблюдениями дорожными, случайными знакомствами, беседами с трактирщиками, ямщиком и неожиданными спутниками вояжа скрывалось глубокое и драматическое знание самого автора. Он понял, что жизнью начинали властвовать кулаки, маклаки, сводчики, кабатчики, закладчки и многие другие недостойные люди. Они создали личные "благонамеренные речи", мораль и нравственность, уставы правил.

Автор ярко изобразил, что антинорма воспринимается как норма, а все приличное считается чем-то из ряда вон неадекватным и аморальным. Любой честный человек в стране по мнению Салтыкова обличается в простеца. Несправедливость, жульничество и эксплуатация стали уже нормой жизни общества. Везде обязательно встречаются те, кто кого-нибудь "объегорил", "надул", "обвел вокруг пальца", "нагрел", "объехал". Со всех сторон писатель наступает на читателя сарказмом: "Ах, прост! Ах, дурак... А дураков учить надо..."

                                                                     i.pinimg.com
i.pinimg.com

Трезвое видение истинных сторон социальной действительности позволили прозаику первым из литераторов продемонстрировать в творчестве абсолютно новый исторический процесс: победу буржуазии, заменившей собой крепостной строй. Ленин считал писателя представителем прошлой народнической демократии. В социализме с господствующей бюрократией автор видел лишь мрак и драму.

В целом трагизм Щедрина 70-х годов громко звучит в очерке "Кузина Машенька". Здесь показана тема судьбы дворянско-помещичьей России. Герои Деруновы, Разуваевы и Стреловы изобразили буржуазное хищничество, а Монрепо помещичью хватку.

Тема безысходности в очерках Салтыкова

Рассказ "В дороге" повествует нам про подробности всеобщего банкротства знати. Они за копейки распродали свои угодья: леса, рощи, земельные участки. "Благонамеренные речи" содержат подобные сведения с элементами документалистики, показывающие размер и напор капитализации страны.

                                                             i.pinimg.com
i.pinimg.com

Автор лживо сопереживает своему герою, рассказчику Чемезову, который прибыл покончить с "родовым гнездом". Осип Дерунов при этом выступает местным воротилой. Идет печальная история продаж Чемезова, ведь по мнению дворового Лукьяныча, "куда ни плюнь, все на пусто попадаешь". Писатель яркими красками показал с бытовыми и психологическими деталями ту "любостяжательную драму", свидетелем коей он был.

Трагедия началась и в иных рассказах: "Опять в дороге", "Столп", "Кандидат в столпы". Здесь автор - страдательное лицо в образе растяпы, коих вечно обманывают при любом удобном случае. Борьба за выживание в таких условиях доведена до небывалого уровня простоты.

Образы героев

В большинстве перечисленных очерков наблюдается целая галерея "столпов" стяжательства, "сноровистых и хищных людей", обворовавших ближних и которых волнует только одно: как именно в очередной раз обокрасть, обмануть, провести вокруг пальца, пустить по миру... Автором анализируются все их лукавые приемы обмана, когда "несовершеннолетнего выдадут за совершеннолетнего, каторжника за столпа, глухонемого за витию, явного прелюбодея за ревнителя семейных добродетелей". Низкие противостояния и ненависть нависают над общественностью тех времен. В результате это приводит по убеждению прозаика к полнейшему опустошению и моральной нищете личности.

                                                               i.pinimg.com
i.pinimg.com

Глупо полагать, что чувство безысходности у Щедрина появилось из-за разорения дворян. Салтыков презирал крепостное право во многих произведениях. В "Благонамеренных речах" он продемонстрировал обреченность русской аристократии, ее антинародную суть. В повести "Отец и сын" изображается история жизни и смерти крепостного, бывшего военного Утробина.

Персонаж Антошка был и стрелой подчиненным купцов, и новым человеком, буквально оказавшимся выкинутым на морскую поверхность жизни волнами цивилизации. Кабак поглотил персонажа полностью, как и генерала и экс-губернатора Утробина. Ситуацию писатель анализировал словно он аналитик. Щедрин видел в ней скорее даже не драму, а трагикомедию.

Ставьте лайки и при желании подписывайтесь на канал! Продолжение следует...