Найти тему

Инклюзия или коррекционная школа?

Та инклюзия в образовании, которую предлагают чиновники, нравится далеко не всем. Я к ней никак не отношусь -- ни хорошо, ни плохо -- по двум причинам: мой старший ребёнок учится в индивидуальном режиме, никак не испытывая на себе плюсы и минусы этой системы, а младший спокойно и правильно в рамках возраста реагирует на разных детей. В группе сада есть гиперактивный мальчик, есть плохо говорящие дети (хотя им уже всем 5 лет и даже больше), есть странненький мальчик (не буду лепить диагнозы, я не врач). Мне кажется, такое разнообразие моему младшему только на пользу. Он знает, что с чем сравнивать, как с кем общаться. Но речь не о нём. Речь будет про школу. И про те возможности, которые есть у обучающихся.

Конституция гарантирует доступность школьного образования для всех детей. При этом дети, имеющие проблемы со здоровьем, имеют право на обучение в более комфортном и приспособленном для них режиме. Кого-то освобождают от уроков физкультуры. Кто-то учится по азбуке Брайля. Кто-то передвигается в инвалидной коляске и может учиться только там, где создана доступная среда. Кому-то требуется комплекс коррекционных мероприятий с привлечением психологов, дефектологов, логопедов и прочих специалистов, чтобы адаптироваться к социальным нормам. И всё бы было легко и прекрасно, если бы коррекционная система образования была действительно доступна для всех детей, нуждающихся в ней.

Сторонние наблюдатели очень часто рекомендуют родителям перевести "своих ненормальных" в коррекционку и "не мешать нормальным детям учиться". В разных формулировках и выражениях. У меня, конечно, много вопросов к таким советчикам. В первую очередь, по поводу нормальности/ненормальности. Во вторую -- по поводу такой возможности в реальности, а не в фантазиях об идеальном, строго разделенном по категориям обществе. Ибо всё совсем непросто. И от желания родителя в выборе типа учебного заведения зависит мало.

Просто кусочек города. Все фотографии в данной статье сделаны мной
Просто кусочек города. Все фотографии в данной статье сделаны мной

Когда мой гиперактивный сын только собирался в 1 класс, я очень хотела получить рекомендации об обучении в малой группе или в каком-то специальном классе, где будет учитываться неусидчивость и отвлекаемость. В один голос мне говорили о том, что это невозможно. Что СДВГ -- не показание. Идите и учитесь по месту прописки. Как можете. Все равны. Ко всем должны найти подход. Хорошим дело не закончилось тогда.

Потом я трижды ходила с сыном на ЦПМПК: во 2, 3 и 4 классе. До получения инвалидности один раз, и дважды после. В первый раз нам дали общеобразовательную массовую программу и помощь психолога. 40 минут раз в неделю. Это как-то помогло ребёнку адаптироваться к коллективу после травматичного опыта? Нет, конечно. Потому был второй год семейного обучения после короткой попытки учиться в классе. И после звонка инспектору округа с отчаянным вопросом, куда нам пойти учиться. Ответ был предсказуем: "В школу по прописке".

В 3 классе центральная комиссия вообще не выдала заключение. Сказали, что свежеполученная инвалидность -- не повод для новых рекомендаций. Вот вам общеобразовательная программа, вот вам психолог. Всё уже есть, всё дали. Учитесь. Естественно, в класс я сына не повела. Он бы не справился с возложенной на него ответственностью: стать идеальным и удобным быстро и навсегда лишь потому, что ЦПМПК сделала ставку на его интеллект. Типо, умственной отсталости нет, значит, всё сможет, помогать не надо. Школа сама разберётся. ЦПМПК валит на школу, а школа на ЦПМПК.

Перед 5 классом я снова была с сыном на ЦПМПК. При смене ступени обучения это необходимо. Каким-то дивным образом выдали нам заключение с АООП для аутистов. Откровенно сказав, что пару лет назад так делать им не разрешали. А сейчас разрешают, чтобы многочисленные дети с проблемами психиатрического толка могли в 9 классе сдавать экзамены в упрощённом режиме. Как я понимаю, дабы ненароком статистику образовательных учреждений не попортить. И на том спасибо. На деле у нас не изменилось ничего. Та же школа индивидуально. Тот же психолог раз в неделю на 40 минут.

Главный вопрос: почему мой ребёнок не в коррекции? Потому что его туда не взяли. Потому что в начальных классах ни одна гос.структура не захотела оказать помощь в виде нужного заключения.

Скоро...
Скоро...

В начальной школе у нас были контакты, позволяющие пойти в заведение, где имеют опыт обучения детей с РАС. Но не было соответствующего заключения ЦПМПК. Не давали, хотя открытым текстом просила, объясняя всё, как есть. Под другие категории детей с ОВЗ сын не подходил.

После 3 класса ездила на приём к директору одной школы в нашем округе, где учат детей с инвалидностью. Мне тоже дали от ворот поворот там. Программу усваивает? Идите в свою школу. Там вас обязаны принять и учить.

В 5 классе уходили в школу, где раньше очень хорошо обучали совместно обычных детей и с проблемами. Но красивая легенда оказалась только легендой. Причём, из прошлого. Сейчас всё иначе. Я очень сильно рвалась в эту школу. И так же стремительно оттуда забирала документы. Потому что там ещё больше перекосов обнаружилось, чем в школе по прописке.

Что получается? Коррекционная школа, где действительно кто-то будет заниматься дефицитами ребёнка, вроде как существует. В теории. Но чтобы туда зачислить ученика, придётся доказать, что всё очень плохо. А если плохо, но не очень, и это очевидно, то идите в инклюзию. А в инклюзии работать над дефицитами никто особо не хочет или не умеет. А может и инструментов нужных не имеет. Потому выбор не велик: оставлять ребёнка в классе, получая тонну замечаний и минимум пользы, или уходить. На надомное, на семейное -- у кого как получается с учётом возможностей и пожеланий. И усердно работать над ликвидацией дефицитов, тратя время и деньги.

-3

Собственно, мы выбрали тот вариант, при котором вероятность нервотреки сведена до минимума, а все достижения -- дело наших рук и затрат. Что можем, то делаем. Чего не можем, не делаем. Ребёнок-то наш, не государственный)

На этих примерах хотела донести простую мысль: не родители в большинстве случаев (исключения бывают везде) цепляются за инклюзию, отрицая коррекционные заведения. Вариантов достойных мало.