Заглянул в школьный дневник внука-пятиклассника и поразился: до чего продвинутое и разносторонне развитое должно получить молодое поколение. Изобразительное искусство, информатика, технология, музыка.
Многие предметы мне были незнакомы. Начал расспрашивать у Максима.
- Что обозначают аббревиатура ОДНКНР?
- Основы духовно-нравственной культуры народов России.
Да, предмет должно быть интересный и полезный. Полистал учебник, зачитался, настолько интересным мне показались истории и эпосы. Как я понял, предмет должен воспитывать у ребят любовь к Родине, сострадание и уважение к людям.
В моем детстве не было такого предмета, но на всех уроках и классных часах идея нравственности пролегала красной нитью. Предмета не было, а нравственное воспитание было.
Мне еще понравились уроки ОРКСЭ (Основы религиозный культур и советской этики). Но внук запомнил из всего курса 4 класса лишь Пасху и Рождество. Жаль, но в советских школах о религиозных праздниках говорили шёпотом.
Моя мама была членом КПСС, поэтому ей не положено было отмечать православные даты. Даже нас с сестрой в церковь крестить отводила бабушка с отцом — если бы маму там увидели, то пропесочили бы на партсобрании.
В конце 60-х и начале 70-х к религии стали относиться более лояльно. После Пасхи мы приносили в школу крашенные яйца и устраивали битву, чье пасхальное яйцо тверже.
Думал, что предметы изменили названия, при этом сохранили суть — в этом было мое заблуждение. Оказывается, ненавистный предмет «Пение» в советской школе и «Музыка» в современном расписании не одно и тоже.
Мы в начальных классах распевали песни «То березка, то рябина…», «Катюша», «С чего начинается Родина».
Современные дети не поют, а изучают музыку: музыкальные направления. У внука целые страницы исписаны определениями что такое ария, опера, либретто. Петь они не умеют, но в тетрадке переписаны гимны Росси и Кубани, которые они наизусть пересказывают на уроке.
Хорошо хоть на моем любимом «Рисовании» и современном «Изобразительном искусств» все же учат рисовать.
Но вот с «Технологией» современным мальчишкам не повезло. В советской школе был предмет «Труд», на котором нас учили пользоваться слесарным и столярным инструментом. В то время на кухне моих одноклассников красовались разделочные доски и скалки, изготовленные на уроках труда.
Уроки вел фронтовик Николай Иванович, не смотря на отсутствие руки, он ловко управлялся с инструментами и многому нас научил. В старших классах разбирали простые электроприборы, изучали их устройство и затем собирали заново.
Сейчас у внука «Технологию» преподает женщина. Почти две четверти мальчишки в тетрадках описывали пошаговую технологию изготовления столярных и жестяных изделий. Только в конце второй четверти им в руки дали инструменты.
Радует, что перед началом работы целый урок они повторяют технику безопасности, технологию выполнения работ. Жаль, но забить гвоздь и вкрутить шуруп они так и не научились.
Очень полезный предмет «Информатика». У нас в школе такого не было. Современные дети отлично ориентируются в современных компьютерных технологиях. Такой предмет им просто необходим.
Иностранный язык мы начинали учить с пятого класса. Сейчас в школах его изучают со второго класса. А в специальных классах дети осваивают по два иностранных языка. Идея раннего изучения языков хорошая, да вот только качество обучения и учебники слишком мудреные —приходится нанимать репетиторов.
В старших классах есть очень полезный предмет «Обществознание». Племянник рассказал, что они изучают. С парнем интересно разговаривать, он разбирается в основах экономики, политики и права. В советской школе такого предмета не было, а на уроках «Обществоведения» и «Истории» рассматривали преимущества социализма перед капитализмом.
Вот такая обширная, интересная программа у современных школьников, вот только уровень обучения не дотягивается до высоких целей Министерства образования. Задачи благородные, а каким будет результат — время покажет.
Каков ваш прогноз?