В 2022 году Казахстан стал местом притяжения для многих компаний и производств из России и Беларуси. Триггером послужили война в Украине и последовавшие за ней беспрецедентные санкции. Orda.kz о том, готов ли Казахстан принять промышленный потенциал
С начала войны в Украине многие компании поняли, что продолжать бизнес в России для них стало невозможно – по экономическим, а для некоторых и по этическим соображениям. В числе последних много транснациональных корпораций, которые много лет присутствуют на рынке. При этом терять завоёванное пространство не хочется, но нужно оставаться в мировой финансовой системе и поставлять необходимые ингредиенты или комплектующие, ввоз которых в Россию теперь запрещён.
Бизнесмены обратили внимание на Казахстан, который остаётся членом общего Евразийского экономического пространства, может свободно торговать с той же Россией и при этом не находится под санкциями. Кроме того, страна обладает большим транспортно-транзитным потенциалом, который правительство собирается раскрыть.
Первоочередным становится развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), который свяжет восточное побережье Китая с Европой. У Казахстана сейчас есть уникальный шанс перетянуть транспортный поток на свою территорию, а также производства и организовать крупные производства логистические склады, несмотря на отсутствие выхода к мировому океану. Orda.kz писала о дорожной карте, по которой его будут претворять в жизнь.
Высокий интерес инвесторов из России
Orda.kz пообщалась с Асхатом Бекеновым, директором департамента проектов национальной компании «Kazakh Invest» и большим экспертом в области строительства и инвестиций. Он занимается привлечением капиталов в страну с помощью загранучреждений и тесно взаимодействует с министерствами и правительством. Сотрудники Kazakh Invest работают в странах, с которыми у Казахстана большой товарооборот. В нацкомпании отмечают большой рост интереса к размещению производств в Казахстане начиная с 2022 года.
«Прошлогодние геополитические изменения и последовавший за ним выход иностранных компаний с российского рынка были нелёгкими. При этом рынок евразийского пространства остаётся очень интересным, с хорошей покупательской способностью, большим населением. Инвесторы, которые долгое время работали в России, заинтересованы остаться на этом рынке. Ввиду беспрецедентных санкций со стороны международного сообщества эти компании вынуждены уйти. Казахстан выступает островом стабильности для потенциальных инвесторов, которые хотят релоцировать свои производства», – говорит Бекенов.
В Kazakh Invest журналисту Orda.kz рассказали, что Казахстан является самым крупным рынком по привлечению инвестиций за последние 20 лет. С 2018 года ежегодно привлекаются 23–24 млрд долларов – львиная доля инвестиций в Центральной Азии.
«На сегодня мы сформировали пул из 394 компаний из 38 стран, которые проявляют интерес к релокации проектов. Результаты есть по 63 компаниям, которые либо уже релоцированы, либо прорабатывают вопрос. Какие это шаги – регистрация юридического лица, поиск участков. Я не могу назвать компании, так как есть определённые обязательства. Все они из России, но не все российские», – рассказывает Бекенов.
Переезду способствуют политическая стабильность, работающие институты власти, понятный инвестиционный климат, а также лучшие, по словам эксперта, в регионе меры господдержки для реализации проектов.
Индустриальные зоны и СЭЗ
Как рассказали Orda.kz в министерстве индустрии и инфраструктурного развития, на сегодня в стране существуют 33 индустриальные зоны (ИЗ). Они создаются на срок от 20 лет и более на земельных участках, находящихся в государственной собственности. Для потенциальных инвесторов предусмотрены следующие преимущества:
- обеспечение земельными участками;
- обеспечение готовой инфраструктурой;
- отсутствие отраслевых ограничений, то есть можно открыть как пищевое производство, так и обрабатывать металл, например.
Сейчас в ИЗ по стране реализованы 206 проектов, 197 – планируют открыться. Завершённость инфраструктуры находится на разных стадиях, но в среднем – 70%. Полностью готовые к размещению производств ИЗ находятся в Шымкенте, Алматы, Туркестанской, Жетысуской, Костанайской, Актюбинской, Абайской и Восточно-Казахстанской областях. Там готовы к приёму релоцирующегося бизнеса – есть вода, газ, дороги, электричество и тепло.
Помимо индустриальных зон есть и СЭЗ – специальные экономические зоны. Они отличаются особым правовым режимом: по налоговой нагрузке, привлечению иностранной рабочей силы, таможенным пошлинам.
Как пояснили Orda.kz в Qazindustry, казахстанском центре индустрии и экспорта, сейчас функционирует 13 СЭЗ. В них реализован 321 проект на сумму 2,6 трлн тенге частных инвестиций, создано около 22 тысяч рабочих мест.
В СЭЗ могут работать компании, осуществляющие глубокую переработку с высокой добавленной стоимостью, и стратегические отрасли, которые очень нужны стране. СЭЗ находятся полностью в государственной собственности в отличие от индустриальных зон, которые могут быть в частной. При этом для ИЗ какие-либо льготы не предусмотрены. Главное условие – подведённые коммуникации. Это основа основ, но везде по-разному. В каких-то индустриальных зонах это делается «под ключ», в других приходится ждать и платить. При этом стоимость подключения, как заявляют эксперты, может доходить до половины стоимости всего проекта.
Не всё так гладко
В конце января 2023 года на совещании по развитию столицы президент Токаев подверг критике ряд столичных индустриальных зон.