В 1933-м году за НСДАП свои голоса отдают 44% избирателей. Возникает вопрос, откуда взялись 44% у партии, стремящейся к войне и национализму? Единственное, на что может опираться политическая партия, не имеющая реальной власти – это пропаганда.
Пропаганда в Германии начала 1930-х могла опираться на несколько факторов: экономический (Великая депрессия 29-го года; репарации, нищета, безработица и голод в Германии), моральный (страна унижена изолирована после первой мировой), политический (правительство не могло принять решительные меры по исправлению ситуации). Из всех представленных партий, нацисты казались наиболее привлекательными, они были громкими, заметными, решительными. Это именно те качества, которых не хватало политическим лидерам в Германии того исторического периода. Именно у нацистов была развернута масштабная пропаганда.
“’В остальном Гитлер обещал все всем, и это, само собой, собрало ему огромную толпу разномастных приспешников и избирателей, состоявшую из людей, не имеющих собственного мнения, разочарованных, разорившихся.” – Писал С. Хафнер
Помощник Геббельса составил принципы, по которым строилась пропаганда в НСДАП. Простота, доступность, ориентация на самые низы общества и постоянное повторение одних и тех же несложных вещей. Манипулировать людьми, обращаясь к ним с простейшими лозунгами, намного легче, чем вступая с ними в сложные диалоги.
Когда со всех сторон постоянно сообщали заведомо ложные сведения и при этом еще утверждали, что так думают все, весь немецкий народ, все истинные арийцы, то люди начинали соглашаться. Сначала может быть только для виду, а дальше у многих срабатывала «внутренняя конформность», то есть целенаправленная подстройка своего поведения под представления окружающих. В этот момент человек осознанно изменяет свои ценности и нормы на основании взглядов, свойственных окружающим.
До выборов 5 марта, 30 января Гинденбург назначает Гитлера рейхсканцлером. Себастьян Хафнер очень интересно описывает свои чувства и эмоции в этот момент. Вот лишь малый фрагмент его цитаты.
«Не знаю, какова была первая реакция всего общества. Моя, в течение минуты, была совершенно правильной: леденящий ужас <…> это было так фантастично, так невероятно, когда ты видел сообщение о нем, написанное черным по белому: Гитлер — рейхсканцлер… В какой-то момент я физически ощутил запах грязи и крови, который он распространял вокруг себя. Почудилось, что на меня идет страшный и отвратительный лютый зверь, я ощутил грязную когтистую лапу у своего лица…»
Что же происходит дальше? А дальше горит рейхстаг, доподлинно неизвестно до сих пор чьих рук это дело, но вероятнее всего рейхстаг подожгли нацисты, чтобы обвинить коммунистов в заговоре. В обстановке паники издается чрезвычайный декрет, ограничивающий свободу личности, слова, печати, собраний, союзов. По сути, рейхсканцлер объявляет чрезвычайное положение по всей стране под предлогом наличия коммунистической угрозы. Через неделю проводятся выборы. НСДАП получает 44% голосов.
С каждой неделей у партии Гитлера все больше власти, ситуация развивается очень стремительно. Дальше создается министерство пропаганды, а уже 22 марта создается первый концлагерь в Дахау преимущественно для политзаключенных. В апреле создается гестапо как тайная государственная полиция.
Начинается полномасштабный террор. С помощью него решаются три задачи: слежка и надзор за всем населением (Служба безопасности СД), выявление и преследование противников режима (гестапо), наказание несогласных с режимом (концлагеря). Таким образом, используя разветвленный аппарат террора: гестапо, СА, СД, концлагеря - гитлеровцы пресекали любые выражения недовольства нацистскими порядками. Пропаганде была обеспечена полная монополия. Дополняя террор и взаимодействуя с ним, она контролировала поведение и даже мысли каждого.
Теперь можно поговорить о тех, кто так или иначе вступили в партию. По каким причинам люди это делали? Первое, вступали до марта, так как хотели решительных действий по исправлению ситуации в Германии, второе, частично одобряли нацизм, пытались успокоить себя и сказать, что «в этом тоже есть что-то хорошее», третье, боялись потерять свое социальное положение, четвертое, вступали движимые чувствами предательства и мести, когда лидеры других партий оставили своих партийцев в борьбе против Гитлера, ну и конечно страх. Во время масштабного террора сопротивление было попросту невозможно. За несогласие можно было отправиться в концлагерь. Проще вступить в партию и жить в безопасности.
Чтобы полностью понять политический язык третьего рейха нам придется немного абстрагироваться от Германии и перенестись в США. Школьный учитель Рон Джонс как-то раз провел со своими детьми эксперимент «Третья волна». По сути, он создал в классе маленькую модель тоталитарного государства. Что самое интересное, учащиеся не восприняли это как реальную угрозу их свободе, им эта «игра» очень понравилась. Они с радостью и упоением подчинялись, доносили на нарушителей, но когда вся правда вскрылась и никакой «третьей волны» не оказалось, то подростки были подавлены.
«Вы думали, что вы избранные, что вы лучше других, вы обменяли вашу свободу на удобства дисциплины и силового превосходства. Вы предпочли принять волю группы, а не отстаивать собственные убеждения». – Говорит в этот момент Рон Джонс. Он показал им, какое будущее могло бы ожидать их, если бы всё продолжилось — на проекторе замелькали кадры кинохроники нацистской Германии, где были показаны как военный парад, так и концентрационные лагеря. Затем Джонс включил свет. В зале воцарилась тишина. Молча встав со своих мест, школьники разошлись.
Политический язык НСДАП действительно повлиял на восприятие нацизма. Из-за многогранной пропаганды люди действительно становились сторонниками этих убеждений.
Люди так устроены, что у них есть свобода выбора. Каждый решает для себя сам, как поступать, оставаться при своих убеждениях, слушать другие, становиться сторонникам чужих взглядов. К сожалению, политический язык оказывал существенное влияние, чтобы этот выбор пал в пользу последнего.
Совершить такую ошибку могла при определенных условиях любая нация. Проблема в том, что именно в Германии эти условия сложились в один момент. В Германии были те, кто все понимал и был не согласен с режимом, были даже те, кто протестовал и сопротивлялся. Поэтому нельзя говорить, что нация встала на сторону зла и стала поддерживать античеловеческие убеждения, нет, это не так.
Зная, как вели себя немцы и к чему это привело, давайте обращать внимание на себя, следить за своими словами и действиями. Давайте строить свои размышления, думать, предугадывать, изучать.