Сейчас судьи КС изучают материалы дела, решение о его рассмотрении еще не принято
МОСКВА, 24 марта. /ТАСС/. Суд по интеллектуальным правам просит Конституционный суд проверить на соответствие Конституции России норму ГК РФ, согласно которой кинотеатры, помимо самих производителей кино, отдельно выплачивают вознаграждение от продажи билетов авторам саундтреков к фильму. Копия обращения в Конституционный суд есть в распоряжении ТАСС, подлинность документа подтвердили в комитете Совета Федерации по экономической политике.
Согласно этой норме, при показе фильмов в кинотеатрах авторы музыкального произведения (с текстом или без текста), использованного в аудиовизуальном произведении, сохраняют право на вознаграждение за указанные виды использования их музыкального произведения.
"Суд по интеллектуальным правам просит проверить на соответствие Конституции РФ соответствующую норму в той части, в которой она не обеспечивает правовую определенность, юридическое равенство участников оборота интеллектуальных прав, подрывает баланс прав и обязанностей, создает необоснованное привилегированное положение одной категории участников и облагает чрезмерной платой другую категорию участников, приводит к тому, что осуществление прав одних участников гражданского оборота ущемляет права и свободы других, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод", - говорится в документе.
Как отмечает Суд по интеллектуальным правам, автор саундтрека к фильму признается одним из авторов всего аудиовизуального произведения наравне с режиссером, автором сценария, художником-постановщиком.
"При этом исключительное право на аудиовизуальное произведение принадлежит его изготовителю (продюсеру). За создание музыки и включение ее в аудиовизуальное произведение автор получает соответствующее вознаграждение от заказчика (продюсера фильма). Возможности определения размера вознаграждения и порядка его оплаты законом не ограничены, это может быть как сумма в твердом размере, так и, например, плата в виде процентных отчислений от дохода за использование аудиовизуального произведения", - отмечает заявитель.
Как говорится в документе, в современных геополитических и экономических условиях кинотеатры несут существенные экономические потери в связи с отсутствием в российском прокате многих иностранных кинофильмов, однако по действующему законодательству "вынуждены нести дополнительную финансовую нагрузку в виде выплаты вознаграждения". "В результате применения данной нормы ГК РФ авторы музыкальных произведений имеют экономически не обоснованную возможность дважды получать вознаграждение", - уточняет заявитель.
В настоящий момент судьи Конституционного суда изучают материалы дела, заявителем по которому указан Суд по интеллектуальным правам, но решение о его рассмотрении еще не принято.
Позиция Российского авторского общества
Как ранее отмечал первый зампред комитета Совфеда по экономической политике Андрей Синицын, одним из видов обязательных отчислений кинотеатров является выплата авторского вознаграждения композиторов саундтреков в пользу Российского авторского общества (РАО). При этом, как отмечает сенатор, ставки авторского вознаграждения не зависят от количества исполняемых музыкальных произведений, продолжительности их звучания, страны проживания автора и составляют от 0,7% до 1,2% от выручки от продажи билетов.
В свою очередь, глава комитета СФ Андрей Кутепов в апреле 2022 года предлагал ввести для кинотеатров мораторий на платежи за использование авторской музыки в кино и мультфильмах, если речь идет о контрагентах из недружественных стран.
Как отметил в ответе сенатору Синицыну исполнительный директор РАО Алексей Карелов, Российским авторским обществом приняты все установленные действующим законодательством меры по ограничению отчислений авторского вознаграждения правообладателям из недружественных государств и российским правообладателям, совершившие действия по дискредитации ВС РФ или по поддержке санкции против России.
"Судебной практикой неоднократно было установлено, что авторское вознаграждение в пользу правообладателей музыкальных произведений, использованных в аудиовизуальном произведении, рассчитывается как процент от суммы валового сбора от продажи билетов на фильм, независимо от количества музыкальных произведений в фильме или хронометража их звучания", - указывают в РАО.
Согласно официальному ответу общества, российские авторы музыкальных произведений за последние три года столкнулись с проблемой кратного снижения вознаграждения за свой творческий труд. "Так, в период пандемии COVID-19 из-за введенных ограничительных мер и снижения зрительского спроса было сильно уменьшено количество публичных мероприятий, a концертная деятельность практически прекратилась, что отмечали в многочисленных интервью деятели эстрады. Аналогичная ситуация сложилась и в отрасли кинопроката, где валовые сборы за киносеансы упали в разы, а некоторые кинотеатры были вынуждены закрыться", - говорится в документе.
Вместе с размерами сборов снизились и суммы авторского вознаграждения, собираемого и выплачиваемого РАО правообладателям, отмечают в обществе. В РАО заявляют, что многие российские правообладатели, особенно композиторы, специализирующиеся на создании музыки к фильмам, оказались "в бедственном положении".
Российское авторское общество осуществляет сбор вознаграждения в пользу авторов музыки при публичном проигрывании их произведений. Отчисления РАО платят кинотеатры, телеканалы, радиостанции, рестораны и так далее, потом собранные деньги распределяются между композиторами и авторами песен.