По мнению современников- поэтов и литераторов, а также простых людей, вершиной русской сатиры второй половины девятнадцатого столетия был Михаил Евграфович Салтыков, писавший под псевдонимом "Щедрин".
Каждый из великих писателей любой национальной литературы занимает в ней своё особое, только ему принадлежащее место. Главное своеобразие суровой фигуры Щедрина в русской литературе заключается в том, что он был и остается в ней крупнейшим писателем социальной критики и обличения. Так официальный представитель царского правительства Российской империи-начальник Управления по делам печати М. П. Соловьев, определяя силу "щедринской критики", писал: « С появлением каждой новой вещи "Щедрина" валится целый угол старой жизни. Явление за которое он берется, падает после «его удара».
Салтыков как явление в духовной истории России
Это как не трудно догадаться, прежде всего великий художественный суд писателя-демократа и социалиста над всем порядком вещей современной ему действительности- самодержавной и буржуазной России, и капиталистического Запада. Далее, это мощная проповедь передовых общественных идеалов, указывавшая цели жизни и исходившая от одного из сильнейших деятелей русской мысли, человека духовно бесстрашного и преданного своей стране и народу.
И это просто огромный и единственный в своей необыкновенности художественный мир образов и картин русской жизни, созданный исключительно творческим воображением и «до дна» достающей проницательностью – с пророческим провидчеством.
Критический реализм Салтыкова
Как известно, высокая сатира к которой принадлежало сугубо-критическое искусство Салтыкова, всегда рождается в эпохи крупнейших исторических катаклизмов и периоды коренных смен идеологических ценностей и норм, общественно-политических институтов. Эпоха подготовки революции в России создала одну из высших ценностей мировой литературы девятнадцатого века-русский критический реализм, а в нем самую критическую силу-Салтыкова.
Данная сила подняла искусство обличения на новую историческую ступень. "Щедринская сатира" подрывала и подрывает основы капиталистического частнособственнического общества периода его расцвета и начавшегося исторического упадка. Отсюда её международное значение, сохраняющееся и в настоящее время.
Историк современности, Салтыков был вместе с тем крупнейшим художником прямого политического протеста. Он сыграл значительную роль в дискредетации монархического строя и «рассеивании» царских иллюзии в сознании и психологии русского общества. Критика политического строя и политического быта царской России у Салтыкова не отделима от критики её общественных основ и среды. За это Т. Михайловский назвал произведения Салтыкова в их совокупности «критической энциклопедией русской жизни".
Российское дворянство и помещичья среда нашли в Салтыкове самого сурового "бытописца" и критика. Дворянство нигде не показано у Салтыкова в расцвете своей культуры.Для него это везде лишь принуждаюшая сила или сила социально выдохшаяся, лишенная будущего. Этим своим критическим «портретом» помещичьего класса Салтыков заполнил в отечественной литературе пробел, оставленный при изображении русского дворянства Тургеневым и Толстым.
Подводя итоги, отметим, что с тех пор, как жил и творил Салтыков-Щедрин, прошло много лет. Россия прошла за это время через три революции и две мировые войны, а также изменилась до неузнаваемости. Но самое главное что литературное наследство этого великого писателя писавшего об «основах», принадлежит не только прошлому, но и настоящему и будущему.
И открыто в двух главнейших качествах-как историческая ценность и ценность «литераторской силы», что порождает необходимость знать и читать Салтыкова-Щедрина, который вводит в понимание социальных глубин и закономерностей человеческой жизни.