Сегодня я начинаю цикл публикаций о выдающихся собраниях изобразительного искусства – потому что сам художник и очень интересуюсь всем, что связано с живописью, графикой, скульптурой и архитектурой. Признаюсь: когда намечалась поездка за пределы отечества, то первое, что меня интересовало – будет ли возможность посмотреть что-то из великих произведений искусства. Я даже сделал список из полусотни таких собраний. И к сегодняшнему дну посетил больше половины того, что наметил. И очень надеюсь, что когда всё нормализуется, я смогу увидеть оставшееся неувиденным.
Есть на свете такие места, где хочется не просто разок-другой побывать, а основательно поселиться прямо внутри, чтобы не быть стесненным временем и спокойно осмотреть всё, что там есть. Но, как говорится, фантастика – в соседнем отделе. А жаль…
Итак, в путь.
Начну я как раз с такого места - с Галереи Уффици в итальянской Флоренции.
Вопрос: начинать слово «галерея» в этом контексте надо со строчной (маленькой) или заглавной (прописной, большой) буквы? Согласно словарю-справочнику Д.Э.Розенталя от 1986 года писать надо Галерея Уффици. В наше время рекомендуют написание галерея Уффици. Но пусть филологи спорят о правильном написании, однако итальянцы пишут это слово с заглавной буквы. Я тоже буду так делать – возможно, и с нарушением современных грамматических норм, но с величайшим уважением к этому священному для каждого любителя прекрасного месту.
Скажу одно: я несказанно счастлив, что в свое время смог увидеть многие шедевры из этого мало с чем сравнимого собрания. И сегодня собираюсь рассказать о некоторых из них.
Галерея Уффици одно из старейших собраний искусства не только Флоренции, но и Италии. Появилось это собрание благодаря легендарному правителю Флоренции Козимо I Медичи (1519—1574), без которого, надо это признать, не возникло бы искусство итальянского Возрождения. Да и мировое изобразительное искусство во многом не состоялось бы.
Вот мое фото его портрета кисти одного из лучших художников Италии XVI века Аньоло Бронзино.
В 1560 Козимо I Медичи решил построить дворец, где бы располагались административные (uffici) и судебные (Uffizi) учреждения Магистратуры Тосканского герцогства. Здание должно было стать новым и современным центром, символизирующим герцогскую власть. Так что изначально здание, где сегодня базируются флорентийские шедевры, было задумано как административное.
Для реализации проекта был приглашен выдающийся архитектор и живописец Джорджо Вазари. А для столь грандиозной стройки пришлось очистить огромную территорию и снести несколько зданий.
Однако в 1574 году Вазари умер, и заканчивал строительство уже его преемник, Бернардо Буонталенти. И вот в 1581 году строительство дворца Уффици было завершено.
Сам Козимо I Медичи так и не увидел свой проект завершенным – здание строили больше 20 лет. К тому времени забылось об идее «офисного центра», и в здании поселилась семья Медичи, члены которой и начали собирать произведения искусства.
В момент окончания строительства здания Франческо I Медичи, сын Козимо, разместил на втором этаже накопленные семьей художественные ценности. Помещение украшали роскошные витражи, фрески и скульптуры. Это и стало началом формирования знаменитой флорентийской галереи.
Не смотря на то, что здание это очень большое, выглядит оно стройным, почти воздушным и не дает ощущения давления на тебя. Вот что значит талант архитектора!
Семья Медичи не останавливалась в увлечении искусством и активно пополняла коллекции Уффици на протяжении нескольких столетий. Что-то было куплено, что-то заказано, получено по наследству, в подарок на свадьбу или в качестве подношения от послов других стран.
После того, как Дом Медичи прекратил свое существование, галерея и все ее сокровища были подарены городу Флоренции Анной Марией Луизой, последней наследницей Медичи.
В конце концов, дворец был превращен в публичный музей, площадь которого составляет 8 тысяч квадратных метров.
Сегодня в Галерее Уффици находится ни с чем не сравнимое художественное достояние: тысячи живописных полотен от средневековых до современных, античные скульптуры, миниатюры, гобелены. Эта Галерея единственная в мире обладает уникальным собранием автопортретов, постоянно пополняемым непрекращающимися покупками и дарениями современных художников, а также исключительной коллекцией Кабинета рисунков и эстампов (это не удивительно в городе, где по традиции существует «примат рисунка»).
Так что Галерея Уффици, благодаря своим великолепным помещениям и коллекции шедевров, заслужила право называться «музеем превосходного».
А теперь о тех выдающихся шедеврах, которые там находятся (не побоюсь такого выспренного словосочетания, потому что это и вправду так).
Конечно, обо всем, что есть в Уффици, рассказать просто невозможно: в этом собрании хранятся работы Леонардо да Винчи, Микеланджело, Караваджо, Рафаэля, Тициана, рубенса, Рембрандта и многих других замечательных художников и скульпторов. Так что я поведаю только о том, что является, на мой взгляд, вершиной искусства и как-то задело меня лично.
И начну я с Алессандро ди Мариано ди Ванни Филипепи. Большинство из вас, наверное, удивятся, что же это за имя такое… А вот имя Сандро Боттичелли, я думаю, знакомо большинству. Не удивительно, что в залах, где располагаются его работы практически всегда ажиотаж. Поэтому толком наедине со самыми знаковыми полотнами Боттичелли побыть вряд ли получится. Правда, это не сравнить с тем дурдомом (прошу прощения за эпитет), что творится в зале парижского Лувра с «Джокондой», иллюстрацией чего служит сделанное мною там фото.
К счастью удалось уловить моменты, когда шедевры Боттичелли в Галерее Уффици можно было сфотографировать без проблем. Что я и сделал.
Кстати, в Уффици есть целый ряд других, не менее интересных работ этого мастера, которые можно осмотреть вполне спокойно. Тут сразу напрашиваются аналогии с Лавром, где в соседнем с «Джокондой» зале так же спокойно висят шедевры того же Леонардо да Винчи, у которых практически никого нет, в отличие от того ажиотажа, что творится в соседнем зале.
Так что в Уффици ситуация схожая, хотя и как-то решаемая при известном терпении.
Итак, Сандро Боттичелли (1445-1510).
Что тут сказать. Гений. Без преувеличения. И этим всё сказано.
По его жизнь я подробно рассказывать не буду – при желании можно о ней прочитать. Моя задача сейчас рассказать про его шедевры в Уффици. И один из главных из них – «Рождение Венеры».
Вот фото этого дивного полотна.
Ну что тут скажешь… сказочное по воздействию на тебя произведение. Знаете, есть картины, на которые смотришь ты, а есть – которые сами смотрят на тебя. Вот это как раз тот самый случай.
А ведь этого шедевра мы могли бы и не увидеть. Благодаря моральному влиянию, которое оказывал на флорентийцев и, в частности, на Боттичелли легендарный проповедник Савонарола. Ведь самое ужасное, что под воздействием его проповедей Боттичелли собственноручно уничтожил множество своих работ. Страшно подумать скольких же шедевров мы лишились в итоге…
Да, то, что Савонарола был бесстрашный и талантливый оратор, это факт. Но к чему привели его проповеди? К захвату власти и личной диктатуре, в результате чего он на целых три года погрузил блистательную Флоренцию в глубокий кризис и разруху. По городу в то время ходили толпы его последователей, которые врывались в дома, уничтожали то, что могло показаться им признаками роскоши, отбирали светские книги, флейты, духи и тому подобные вещи. А потом всё это предавалось торжественному сожжению на так называемом «костре тщеславия». Ничего не напоминает из нашей истории вековой давности?
Надо отдать должное флорентийцам: они свергли этого фанатика. Тем и спасли многие выдающиеся произведения искусства, включая и картину «Рождение Венеры», о которой мы говорим.
Но вернемся к полотну.
На картине прекрасная богиня Венера плывет к берегу в створке раковины морского гребешка, подгоняемая ветром. В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды (римский аналог — Флора) дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает девушка, возможно, одна из Граций - с шелковым плащом, вышитым маргаритками и другими цветами. А сама Венера застыла в нерешительности перед тем как сделать шаг на берег.
Рождение Венеры в древности было связано с культом, символы которого присутствуют на картине Боттичелли. Так пурпурная мантия в руках у Грации имела не только декоративную, но и ритуальную функцию. Такие мантии изображались на греческих урнах и символизировали границу между двумя мирами — в них заворачивали как новорождённых, так и умерших. В средние века такие атрибуты Венеры, как розы и раковина, стали ассоциироваться с Девой Марией. Раковина, сопровождавшая изображения Венеры, символизировала плодородие и чувственные удовольствия.
Полотно написано нежными красками, разбавленными желтком, что делает его похожим на фреску. Среди новшеств, примененных Боттичелли для написания картины, можно отметить использование холста, а не доски, для произведения столь крупного размера. А еще Боттичелли добавлял минимальное количество жира к пигментам, благодаря чему холст долго оставался прочным и эластичным, а краска на нем не трескалась. Было также установлено, что Боттичелли нанёс на картину защитный слой из яичного желтка, благодаря чему «Рождение Венеры» хорошо сохранилось.
В общем, на эту картину можно смотреть бесконечно. Она просто потрясает, и не только тем, что большого размера (172,5 х 278,5 см), а просто тем, что это есть ШЕДЕВР, увидев в реальности который, ты уже не можешь забыть его и остаться тем, кем ты был ДО него…
Ну, вот пока и всё на сегодня.
Надеюсь, что вы прочитали эту публикацию с пользой для себя.
Приглашаю вас на свой канал, где есть много всего полезного для души, сердца и ума. Уверен – там вы найдете себе что-нибудь по вкусу и не зря потратите время.
На этом смею закончить и откланяться.