Для понимания целесообразности оклейки своего судна тем или иным видом плёнки можно найти массу информации в интернете. Я сначала удивился такому большому количеству компаний, специализирующихся на оклейке яхт и катеров. Но погрузившись в сеть чуть глубже, понял причину. Всё оказалось, как всегда, очень просто. И очевидно!
Большинство технологий по уходу за корпусом судна пришли из автомобильного детейлинга (от простого и дешёвого, к сложному и дорогому):
· Восковые пасты – простое натирание кузова/корпуса. Быстро и эффектно, можно самостоятельно. Но крайне недолговечно. Производители автомобильных паст адаптировали свой продукт для яхт. Как? Мало кто понимает на уровне химии. Верим этикетке и трём борта!
· Абразивная полировка – наиболее распространенный вид возвращения цвета и блеска любой окрашенной поверхности и гелькоуту. Срезаем все потертости и царапины и натираем теми же восковыми пастами. Самостоятельно уже сложнее, но возможно. Проблема в уменьшении слоя защитного лака/гелькоута и та же относительная недолговечность как блеска, так и защиты от коррозии. Подробнее можно почитать в других моих материалах. Например здесь, о якобы безабразивной полировке" - https://dzen.ru/media/refiller-service.ru/bezabrazivnaia-polirovka-avtomobilia-da-ladno-63efe81870ad167a40d4bb93
· Жидкие стекла и керамика – по сути, консерванты покрытия. Дают отличный внешний вид и гидрофобные свойства. Но не обладают химической адгезией к лаку/гелькоуту. Как и полировка, требуют перед нанесением абразивной подготовки, срезающей слой «родного» покрытия. Эти технологии пришли в яхтинг и… ушли. Они неплохо себя проявляют на окрашенных поверхностях (год-полтора), а на гелькоуте не живут от слова «совсем». Окрашенных же яхт немного, а для стали и алюминия – просто дорого. Чуть ниже я вернусь к керамике немного под другим ракурсом.
Подробнее о технологии "очень-нано-керамических покрытий" можно прочитать здесь - https://dzen.ru/media/refiller-service.ru/keramika-na-avto-v-4-sloia-vy-s-uma-soshli-63efea27d4b39e3d6a8decfa
· Виниловые пленки – отличный материал для выделения внешнего вида транспортного средства из общего потока, как на улицах городов, так и в любой акватории. Как пишут продавцы этой услуги, закрывает все мелкие повреждения – дальше 30-40 см ничего не будет заметно. Но на больших поверхностях будут стыки полос плёнки, качество обхода навесного оборудования требует высокого профессионализма, нет защиты от ультрафиолетового излучения (выгорание цвета «родного» покрытия).
Привлекательность виниловой пленки в изменении дизайна катера или яхты неоспорима. Как средства восстановления покрытия и защиты - крайне спорна. Это всё-таки полосы плёнки, натянутые/наклеенные на корпус. Не монолитное покрытие.
· Полиуретановые пленки – лучше винила: толще, защищают от ультрафиолета… сильно дороже, стыки заметнее. Если есть царапины и другие повреждения покрытия, то обязательна полировка на всю глубину, так как под этими видами пленки все недостатки корпуса становятся сильно заметнее. Да, живёт относительно долго.
Наклейку полиуретановых плёнок в зонах кранца считаю абсолютно оправданным, так как борта в этих местах испытывают сильное механическое воздействие. Конечно при условии, что Вы смирились с такой видимой "заплаткой".
· Карбоновые пленки – надежная защита специфического внешнего вида, на любителя. Примеров оклейки яхт не нашел. На автомобилях смотрится брутально! Для большого внедорожника – самое то! На яхтах, более-менее крупных, не приживётся по причине крайне высокой стоимости и нюансов оклейки.
Как мы видим, все эти технологии пришли в сферу обслуживания водного транспорта из автомобильного. И анализ компаний, предоставляющих эту услугу яхтсменам показывает, что в основном это автодетейлинг.
Какие из перечисленных технологий действительно распространены повсеместно? Только полировка! Со всеми своими плюсами и минусами. Не дёшево, но точно – сердито!
Регулярная полировка корпуса судна не даёт полноценной защиты, но с каждой следующей процедурой жёстко режет слой покрытия, делая его тоньше.
А что же виниловая пленка?
Хорошая технология для стальных и алюминиевых лодок небольшого размера, катеров с невысокими бортами. Для тех, кто хочет визуально выделить своё судно оригинальным дизайном.
Полиуретан?
Для тех, кто питает иллюзии о существовании абсолютной защиты корпуса от всего за большие деньги.
А карбон?
Честно говоря, мне нравиться это покрытие. Я бы поэкспериментировал с его нанесением на отдельные элементы кормы и надстроек. Он может стать защитным и дизайнерским элементом экстерьера.
Это пример на автомобиле. Но вполне можно представить в этом стиле некоторые горизонтальные поверхности яхты. В белом, конечно! Какие-нибудь части флайбриджа или кормы. Думаю, что эта технология найдет своих поклонников. Один недостаток - дорого!
Единственной современной технологией восстановления и защиты декоративных покрытий яхт и катеров, имеющей химическую адгезию к лаковому слою и слою гелькоута является система F5Refiller Marine. Состав системы не смывается и остается на корпусе весь срок его существования.
F5Refiller Marine защищает корпус:
· от коррозии (разрушения стеклопластика от осмоса, а стали от ржавчины),
· от ультрафиолетового излучения (нет выгорания цвета)
(что разрушает Вашу яхту можете почитать здесь - https://dzen.ru/media/refiller-service.ru/chto-razrushaet-stekloplastikovye-iahty-i-katera-64147eba4bed8437fe7327dc)
F5Refiller Marine -это великолепный внешний вид:
· возвращает глубину цвета
· блеск судна с верфи
· простые рекомендации в обслуживании
Подробнее с системой можно ознакомиться на сайте:
https://refiller-service.ru/refiller-marine
или в других моих публикациях.
Всем «семь футов»!
И подписывайтесь! Конечно, это реклама, в некотором роде. Но я буду собирать и выкладывать интересную информацию о жизни и делах в яхтинге и автомобилинге!