На вопрос отвечает Ольга Бочкова, клинический и системный семейный психолог, недирективный игровой терапевт, педагог, основатель и руководитель «Академии безопасности Ольги Бочковой», одного из крупнейших учебных центров России в сфере безопасности:
— Обычно мы говорим о двух направлениях обеспечения безопасности — о технических решениях и о навыках и правилах.
Технические решения — это настройки безопасного поиска в браузерах, родительский контроль, программы ограничения времени; это привязка аккаунтов детей в видеосервисах к своим почтам и телефонам с возможностью просматривать истории просмотров и настраивать предпочтения, а в соцсетях — настраивать конфиденциальность.
Навыки и правила — это, собственно, о том, как общаться в сети, чтобы избежать опасной ситуации или выйти из нее без потерь, как распознавать манипуляции, опасные группы, как строить общение без насилия
Кратко обозначу самые главные правила:
1) Интернет — место, где все остается навсегда. То есть фотографии и высказывания из сети уже не уберешь. Поэтому ребенок должен знать, что такое личные данные, и что ими не нужно делиться.
2) В интернете нельзя быть уверенными в том, что человек на самом деле тот, за кого себя выдает. Поэтому дружить стоит с теми, кого ребенок знает лично, а с людьми не из ближнего круга общения держать дистанцию.
3) Поверить, в самом ли деле новый друг тот, кем представился, можно предложить ему видеозвонок.
4) Профиль в социальных сетях заводите вместе и выберите вместе необходимые настройки конфиденциальности. В соцсетях дети дружат только с теми, кого лично знают. В онлайн-играх «дружат» со всеми, но свою личность никому не раскрывают.
5) Если ребенок ведет свой блог, стоит заранее обсудить, что можно рассказывать о себе и своей семье, что не нужно, и учите фильтровать информацию.
6) Пароль от соцсетей ребенка должен быть известен родителям на случай, когда нужно будет экстренно отреагировать на какую-то ситуацию. Родители, пожалуйста, пообещайте ребенку, что не будете читать его переписку, и в самом деле не делайте этого! Это подрывает доверие к вам и портит отношения.
Какие маркеры опасности ребенок должен знать?
1) Собеседник задает слишком личные вопросы, слишком быстро сокращает дистанцию, просит и присылает личные фото, поощряет тайны в общении, а также просит деньги. Что делать? Отвечать «я не хочу об этом разговаривать», рассказывать родителям, прекращать общение с этим человеком.
2) На экране появляется какая-то странная ссылка или сообщение «вы выиграли». Что делать? Не переходить по ней, а закрывать окно или идти к родителям со словами «у меня тут вылезло».
3) Кто-то просит доступ к аккаунту, пароли. Что делать? Отказать. Если настаивают, рассказать родителям, расфрендить, заблокировать этого человека. Как я говорю детям на уроках и тренингах, вы же не даете ключ от квартиры другим людям? Ну вот и пароли не давайте.
4) В соцсети что-то пугает – агрессивные комментарии, картинки, призывы навредить себе или другим – важно жаловаться на такие сообщества, уходить и не поддерживать эту тему.
Интернет — часть жизни, и, как мы учим детей навыкам безопасного поведения в реальной жизни, так мы учим их и навыкам безопасного поведения в онлайн-пространстве.