За всё время путешествия по Сахалину мне пришлось всего раз столкнуться с негативом в области сервиса. И то, лишь по причине некомпетентности только одного человека. Но, такая ситуация была, и так как мне подобное разбирать интересно, то конечно стоит рассказать о происшедшем.
Ситуация произошла в самый сложный день пребывания на острове, когда мы отправились на маяк Анива. Просыпаться группе пришлось очень рано, ведь в 4.45 утра нас уже ждал автобус на парковке отеля. Само собой, ни о каком завтраке речи не шло, поэтому принимающая сторона — местное турагентство — попросила сотрудников отеля заранее подготовить на всех ланч-боксы.
А перед отъездом мы просто забрали питание с собой. Вроде всё как и должно быть, озаботились. Но, дальше автобус отправился в путь и стало грустнее, в прямом смысле.
Без обеда и улыбки
Ещё не успел наступить рассвет, как нашему дружному коллективу стали ясны три ключевых момента будущей поездки:
① Нездоровое голодание
Про завтраки то турагентство позаботилось. А вот о том, что мы вернёмся поздним вечером и людям было бы ещё неплохо пообедать — нет. Этот момент упустили. И даже накануне не предупредили об этом, чтобы купить что-то из еды с собой. Но организмы у туристов разные, и для кого-то пропуск питания очень даже критичен с точки зрения работы желудка.
Благо по пути попался небольшой магазинчик со скудным ассортиментом, где получилось чуть-чуть пополнить запасы провианта. Ведь даже воды не было с собой, хотя все остальные дни до этой поездки и после всегда сопровождались несколькими упаковками бутилированной воды в салоне транспорта.
② Отстранённсть и безразличие
Наш гид — назовём её для конспирации Татьяной — проявила поразительно низкий уровень эмпатии. Если по-простому, то откровенно была скучна, не показывала даже намёка на заинтересованность в мероприятии и общении с туристами, монотонно оттарабанивала обязательный текст и практически на любой организованный вопрос отвечала односложно: «Если вы оплатили» или «Я не знаю».
Знаете, как бывает: человеку абсолютно не интересно заниматься тем чем он занимается, и скрывать это у него тоже не выходит. Вот именно эта отстранённость и наблюдалась. За весь день поездки ни одной улыбки...
Некоторые диалоги доходили до смешного:
— Предупреждаю: при посадке и высадки с лодки придётся по колено вставать в воду
— А нам предоставят резиновые сапоги, чтобы не замочить ноги в холодном море?
— Если вы оплачивали, то да!
— Но нам никто даже не предлагал оплачивать и не предупреждал, что тогда?
— Я не знаю!
③ Укрупнение группы
А ещё нашу группу зачем-то объединили с какими-то двумя другими командами. У нас был приобретён специальный тур с небольшим числом путешественников. Все дни мы проводили вместе, и это очень сдружило людей.
В укрупнении вроде бы ничего страшного нет, но из-за «чужаков» атмосфера в коллективе сразу немного меняется. И на это можно было бы закрыть глаза, если бы не тот факт, что чем больше людей в группе, тем всё медленнее происходит. А в данном случае, так и вовсе это создало проблемы для всех, на ровном месте.
Как из мелочей рождается проблема
Через три часа с момента старта автобус вырулил на пристань. Туристы высадились и после короткого инструктажа поделились на 4 моторные лодки, что с небольшим отрывом друг от друга отправились к легендарному японскому маяку Анива.
Идти по волнам пришлось долго, более двух часов. Но невероятные по своей красоте пейзажи сглаживали долгую и сложную дорогу как к маяку, так и в обратном пути.
Вернулись поздно, счастливые, но голодные. В нетерпении и ожидании вкусного обеда-ужина все ребята из нашей группы собрались у автобуса. Уже хотелось поскорее тронуться в сторону Южно-Сахалинска. Есть хотелось всем, очень сильно! Желудки требовали мяса и хлеба.
Каким же было удивление, когда выяснилось, что никуда мы не едем. Одна из четырёх лодок задержалась, и её надо ждать. Сколько — неизвестно. На лодке как раз находились туристы из другой группы, добавленной к нам. Ну ладно, подождём. Свои же.
Прошло полчаса, лодки нет. Прошёл уже час — без изменений.
Подошёл к курящей на берегу Татьяне, спросить, какой у нас план. План оказался прост: «Ждём лодку».
— Почему бы нам просто не отправиться в ближайший населённый пункт, и там не высадить туристов у магазина? Они хотя бы смогут сходить в туалет и пообедать, попить воды, которая тоже закончилась. А автобус вернётся за опоздавшими, — резонно поинтересовался я.
— У нас так не положено, бензин автобуса на учёте, ему нельзя дополнительно наезжать километры! — резко ответила Татьяна
— Позвоните руководству, согласуйте. Ситуация нестандартная, люди хотят пить, есть, хотят в уборную в конце концов. Если бы было такси, то я бы просто увёз ребят и всё, — не сдавался я. — Или давайте тогда доплачу за эту дополнительную поездку.
Но Татьяна решила просто ничего не делать. Да, именно так. Тупиковая ситуация. Я уже начал было пылать пролетарским гневом, но пришлось резко переключиться — Алия, девушка из нашей группы, уронила на побережье дрон, где-то в кустах. Понадобились все свободные руки и глаза, чтобы прочесать территорию.
Провозились ещё час, но пропажу нашли.
Дальше я уже просто поставил Татьяну перед фактом: или автобус отвозит нас к цивилизации, или мы договариваемся на месте с водителями и уезжаем. Пока спорили, на горизонте показалась лодка, и примерно ещё через полчаса мы наконец отправились. В сумме бестолковое ожидание заняло 2.5 часа.
---
Вот так наложился голод туристов (из-за упущения туроператора), нежелание Татьяны решать нестандартную ситуацию (из-за собственной некомпетентности) и длительное ожидание не своей группы (из-за непредвиденного укрупнения).
И всё можно было бы решить очень просто — отвезти людей за 20 км от пристани к ближайшему сан. пункту и магазину, и спокойно дожидаться остальных. К слову, лодка опоздала из-за того, что её забыли заправить... Без комментариев.
Короче, зачем стараться что-то решить, если можно не стараться?! 🐾
__________________
🦀 Другие зарисовки, съемки с коптера и короткие ролики об удивительном Сахалине