Смерть и по сей день для нас остается загадкой. Не каждый святой открывает завесу смерти. Паисий Святогорец не скрывает, что когда человек умирает он задает себе тот вопрос: "Что я натворил?", в котором уже ему нет пользы. Этот вопрос даже в переводе с турецкого “Файда фок?” означает "нет смысла", "бессмысленно".
Жизнь можно сравнить с тем, когда в пьяном угаре убиваешь свою мать и смеешься, распевая песенки. Смерть же наступает в момент выветривания хмеля, начинаешь понимать, рыдать, оплакивать.
Люди живущие на земле, также подобны пьяным. Они живут беспечно, ни о чем не задумываясь, словно под опьянением. Они грешат и не чувствуют своей вины. В момент смерти приходят в себя. Духовные очи им уже открываются другие. Уже приходит осознание своей вины, раскаяние, может и покаяние, но оно уже не принимается Богом. Все их душевные терзания, просто добавляются на весы тем прежним грехам, но не уменьшает их тяжесть и величину.
Выйдя из тела, они движутся, меняют траекторию, пространство, видят, ощущают все с непостижимой скоростью, но повлиять на душу и ее итог уже не могут.
И как раз Второе пришествие, которое все так ждут им обеспокоены, для усопшего человека, можно так сказать, возникает именно в момент смерти. Потому что человек судится в соответствии с тем состоянием, в котором его настигает смерть.
Когда отцу Паисию задали вопрос об участи тех, кто находятся в адской муке, он отвечал, что эти люди находятся как и в земной жизни, словно в темнице. Все они живут в мучениях от осознания того, что совершили, будучи живыми, ждут грядущего Суда Христова, но у них тоже разные можно сказать степени режима.У одних осужденных он строгий, у других особый, третьи же испытывают более мягкие наказания. Словом, кто как жил, тот в ом и пребывает. Есть и те, кто в Раю. Но как и грешники, так и праведники не получили еще конечную славу, не восприняли в полной степени. Потому молитвы родных могут их еще спасти, поднять на нужный уровень, самый максимальный. Бог так милостив, что даже там продлевает, оттягивает время, ждет нашего исправления. Уже, конечно, не мертвых ,но ближних их, через которых они , грешники могут еще спастись. Через их праведную жизнь, молитвенные о них воздыхания, Церковные поминания.
Бывает даже, что наши почти святые родные из-за нас лишают той конечной славы, которую могли бы воспринять. Из-за того, что мы живем и не каемся, или каемся, но все-равно и дальше продолжаем пребывать в наших страстях и грехах, проявляя к ним несправедливость.
Бог как бы не был добр и Всемогущ, он не может помочь усопшим грешникам, чтобы демон не сказал ему в укор, мол как ты спасешься его, если то не трудился. Но Бог дает нам “право” на вмешательство. Наша молитва, заупокойные службы - лучший для них адвокат. Между прочим Бога даже больше умиляют наши молитвы об усопших ,нежели о живых.
Даже заупокойное коливо много значит. Даже оно может вывести душу из ада, потому не пренебрегает им, не ленитесь варить пшеницы, принося в храм просто все по отдельности (изюм, пшеницу). Священники читают над всем этим молитву об упокоении усопших. На Святой горе даже старенькие монахи трудятся освятить коливо за усопших и за того святого, в чей день празднуется память, чтобы иметь его благословение.