Вице-премьера башкирского правительства, министра сельского хозяйства Ильшат Фазрахманов рассказал, гарантирована ли жителям республики продовольственная безопасность.
«Надо понимать, что производим мы больше, чем потребляем»
- Подсолнечного масла Башкирия производит в пять раз больше, чем потребляет, - согласился министр сельского хозяйства РБ. - А сахара — примерно в шесть раз больше. Сейчас два сахарных завода модернизированы и готовы принимать по 1 млн тонн сахарной свеклы.
2022-й сельскохозяйственный год в Башкирии стал уникальным: за пять лет республика смогла увеличить урожай зерновых до пяти млн тонн.
- В последний раз аграрный сектор региона демонстрировал такие успехи во времена Советского Союза — в 1986 году, - рассказывает Ильшат Ильдусович. - А чтобы взять такую планку, требовались не годы, а десятилетия.
Г-н Фазрахманов пояснил, что 2022 год был очень удачным для зерновых культур, но для технических культур условия были хуже.
- Мы собрали пять млн тонн зерна при внутренней потребности 2,2 – 2,3 млн тонны, - пояснил он. - Излишки пошли на продажу и переработку. Конечно, мы не были готовы к такому большому урожаю, ожидали, что соберем примерно четыре млн тонн. Сейчас мы ориентируемся на эту новую планку и ожидаем, что и в будущие годы будем получать по пять и более миллионов тонн зерновых.
Чтобы принять столь большой урожай на хранение, требуются новые элеваторы. Сейчас этот вопрос решается. Тем более что в республике хорошо растут не только зерновые, но и масличные культуры: подсолнечник, рапс и лен.
В Башкирии сбалансированная модель сельского хозяйства, при которой могут развиваться не только средний и крупный бизнес, но и малые формы хозяйствования. В других регионах такое мирное сосуществование не всегда возможно.
- В свое время мы вложили в развитие аграрной отрасли очень много финансовых ресурсов, - признался вице-премьер Башкирии. - Много работали с учеными, изучили опыт стран Европейского союза, Канады, Америки и Израиля. Компетенции, которые в этих государствах развивались десятилетиями, мы просто купили и внедрили у себя. Надо понимать, что производим мы больше, чем потребляем. Проблема в том, что по объему сельхозсырья мы занимаем лидирующие позиция, но по переработке - пятое место в ПФО, хотя могли быть на одном из первых.
«Зерно из Канады — якобы гумпомощь – везли на комбинат в Давлеканово»
Пока республика наращивала производство в течение последних лет, перерабатывающие производства оставались вне внимания. Со временем какие-то из заводов — например, молочные — закрылись. Аналогичная тенденция — с элеваторами. Сейчас, когда объемы производства аграрного сектора увеличились, возросла и потребность в переработке.
- Сейчас мы строим новые заводы, элеваторы, новую пищевую промышленность, - рассказывает глава башкирского сельскохозяйственного ведомства. - Но при этом помогаем малым и средним формам хозяйствования: тем, кто производит пельмени, манты, котлеты. Закупая оборудование, они могут возместить часть затрат на него — до 50 процентов. А это оборудование дает возможность увеличить объем выпуска продукции на локальные рынки. Согласно исследованиям аналитиков, в последние полгода население тяготеет к локальным продуктам, поэтому ритейлу выгодно, чтобы эта продукция была в продаже.
Людям нравится покупать продукты, произведенные там, где живут они сами, где можно даже посмотреть на технологический процесс и убедиться в высоком качестве. Вот почему в Башкирии развивается промышленный туризм. Заводы — например, молочные - открываются для экскурсий, на которых можно понаблюдать за производством и даже продегустировать продукцию.
- Прошло время доярок и скотников, старых, не очень комфортных ферм, - рассказывает Ильшат Ильдусович. - Сейчас индустриальное молоко делается в очень комфортных условиях - как для животного, так и для человека. Когда в 90-х и нулевых годах железный занавес рухнул и границы открылись, к нам пришел дешевый некачественный товар из европейских и других стран. Тогда это просто уничтожило наших производителей, неготовых к новым рыночным условиям. Зерно из Канады — якобы гуманитарная помощь - перерабатывалось на Давлекановском комбинате. Завозили «ножки Буша» - окорочка непонятно какого происхождения.
Вице-премьер РБ отмечает, что сегодня ситуация совершенно другая. В сельскохозяйственной отрасли произошло очень много революционных изменений.
- Если говорим про дойную корову, то раньше получали 16-18 литров молока в сутки, а сегодня в Ермекеевском районе у инвестора Штефана Дюрра мы получаем до 40 килограммов, - поделился он. - Мы делаем ставку на эффективность и увеличение производительности. И сельхозтехника сегодня — это не старые ДТ-5 или «Алтаи», а комфортные и напичканные электроникой машины с климат-контролем, навигацией и подруливающим устройством.
«Западные компании сами ограничили присутствие на российском рынке»
Во время пандемии и санкций многие регионы столкнулись с отсутствием запчастей на сельхозтехнику. Но Башкирия оказалась готова к такой ситуации.
- Мы понимаем, что санкции — это надолго, - говорит г-н Фазрахманов. - И мы к этому готовы. Власти региона субсидировали закупку техники, приобретение станков, чтобы ремонтировать эту технику. Мы помогали в этом нашим предприятиям. Воссоздали систему советских РТП - ремонтно-технических предприятий. Но сейчас это частные компании, объединенные в ассоциацию. Они производят до трех тысяч наименований запчастей на импортную технику, 350 наименований новой сельхозтехники.
Больших планов перед предпринимателями никто не ставит — они работают в зависимости от спроса на рынке. Но, если есть необходимость в определенных машинах или оборудовании, их можно произвести. Так, стерлитамакская компания выпустит в этом году более 100 современных косилок, которые не только не уступают западным аналогам, но и во многом превосходят их.
- Теперь у нас есть запчасти как для наших машин, которые мы производим, белорусских и импортных, - рассказывает Ильшат Фазрахманов. - Мы считаем, что санкции — это возможности, которые мы обязаны использовать. Благо что западные компании сами ограничили присутствие своей продукции на российском рынке. И, если раньше отечественной промышленности приходилось конкурировать с компаниями, которые нарабатывали опыт и технологии столетиями и захватили мировой рынок, то теперь задача облегчилась.
Министр сельского хозяйства Башкирии отмечает, что иностранные бренды «сами себя ограничили, освободили рынок, но при этом и мы не те, какими были в 90-е».
- Мы готовы конкурировать, а у наших аграриев достаточно высокие компетенции, - подчеркивает он.
От нового сезона у сельхозпроизводителей пока сдержанные ожидания. Они надеются на хорошую погоду, но, как и всегда, готовятся к худшему.
- Будет как в прошлом году - хорошо, значит, мы получим большой урожай, - констатирует чиновник. - Но всегда надо готовиться к худшим климатическим условиям. Особенно опасна засуха, поэтому мы должны максимально использовать каждый день, каждый час для посева и защиты растений.
Большой урожай неизбежно приводит к кризису перепроизводства — из-за этого цена на пшеницу в 2022 году снизилась с 16 до 8 рублей за килограмм.
- Чтобы этого не происходило, нужна переработка: мукомольное, комбикормовое производство, а также место для хранения, - перечисляет эксперт. - Не просто производство сырья - надо рассчитывать, чтобы мы могли передержать сырье в течение нескольких лет.
Он приводит в пример израильский опыт управления сельским хозяйством — там государство полностью контролирует сферу генетики - все что связано с созданием новых животных и растений. Но при этом государство квотирует и производство. В Башкирии квот нет — можно производить столько сырья, сколько угодно. Сейчас республика готовится к новой посевной.
- Несмотря на то, что техника стала дороже, мы приобретаем ее больше, чем в прошлом году, - объясняет вице-премьер башкирского правительства. - Поставлена задача увеличить закупки удобрений до 105 тысяч тонн в действующем веществе против прошлогодних 92 тысяч тонн. Семян у нас заготовлено 130 процентов от потребности, потому что был хороший урожай. Но мы делаем ставку на увеличение доли элитных и суперэлитных семян. Первоначально ставили цель в 10 процентов, но сейчас планку повысили до 15 процентов, тем самым мы закладываем на ближайшие три-четыре года будущий урожай.
Ильшат Фазрахманов отмечает, что «по семенам технических культур пока еще есть зависимость иностранных компаний».
- И мы видим, что Европа будет ограничивать их поставки, - объясняет он. - Но мы уже привезли эти семена. Удивительно, но мы продолжаем везти запчасти и племенной скот из-за границы. Сейчас «Индюшкин» ввозит из Канады уже вторую партию индейки. То есть страны, которые вроде как ввели ограничения против России, продолжают с нами торговать. Просто мы сначала летим в Турцию, а из Турции – в другие страны.
Чиновник отмечает, что главной задачей на ближайшие годы останется обеспечение продовольственной безопасности региона. А сложности на то и существуют, чтобы их преодолевать.
Автор: Наталья Александрова