Найти тему
Old Hi-Fi & Rock Music

Тбилисский рок-фестиваль 1980 года. Почему о нём мало кто вспоминает?

В начале восьмидесятых годов был достаточно популярен один диск – причем двойной – фирмы «Мелодия». Назывался он «Весенние ритмы. Лауреаты фестиваля Тбилиси-80». Все кто жил в семидесятые-восьмидесятые годы прекрасно помнит, что за редким исключением продукция «Мелодии» не вызывала ажиотажного спроса и очереди за ней не выстраивались, если, конечно, речь не шла о лицензионных дисках западных исполнителей. Однако этот диск покупали неплохо, главным образом потому, что на этом сборнике были представлены практически все популярные рок-группы СССР. Правильнее будет сказать, что многие группы были уже популярными в 1980 году, а некоторым только предстояло таковыми стать через несколько лет.

Эта пластинка, с измененным оформлением, выпускалась не только на Апрелевском заводе. Например, Ленинградский завод грампластинок также выпустил её тиражом 18 600 экземпляров, а в розничной продаже она стоила 2 руб. 15 коп.

Как же так, скажут те читатели, которые не застали конец эпохи "дорогого Леонида Ильича", но которые пребывают в полной уверенности, что ничего подобного в СССР быть не могло. Ведь как нам рассказывали все последние 30 лет, рок-музыка в Советском Союзе была чуть ли не под запретом и подвергалась гонениям, а тут целая двойная пластинка, да ещё выпускавшаяся немалыми тиражами на разных заводах. И фестиваль какой-то упоминается. А какой?

Если кто когда-либо интересовался высказываниями лидера «Машины времени» Андрея Макаревича* о СССР, то наверняка помнит его фразу, что вся история СССР – это геноцид собственного народа. Можно также вспомнить, как Макаревич называл мр…зями всех тех, кто недолюбливает генсека-президента Горбачева, которому, как считает автор «Синей птицы», надо ставить памятники. Интересно, за что? За Карабах, Баку, Сумгаит, Ош и опереточный августовский путч 1991 года, похоронивший СССР? Впрочем, не о Горбачеве речь.

Прожив значительную часть своей жизни в СССР, который занимался «геноцидом собственного населения», Макаревич умудрился в этих нечеловеческих условиях поступить в престижный институт, в 1969 году создал «Машину времени», а в 1974 году режиссер Георгий Данелия включил песни группы в «саундтрек» своего фильма «Афоня». А ровно 43 года назад, в марте 1980 года, на тбилисском фестивале «Весенние ритмы-80» «Машина времени» и вовсе завоевала первое место, правда, разделив его с таллиннской группой Magnetic Band.

Вам ничего не кажется странным? Ведь если верить отформатированной либеральными "общечеловеками" истории СССР - да и Макаревич не даст соврать - то Союз занимался геноцидом собственного народа, попутно он оккупировал Грузию, Украину и страны Балтии, где насаждал зверские порядки. Многие рокеры, начинавшие свою карьеру ещё в эпоху Брежнева, любили рассказывать, как рок-музыка всячески третировалась, а рок-музыканты жили чуть ли не на полулегальном положении и давали такие же полулегальные концерты. И вот парадокс - в то же самое время, в марте 1980 года, при непосредственной поддержке Министерства культуры Грузинской ССР, ЦК комсомола Грузии и Грузинской национальной филармонии в Тбилиси проходит восьмидневный (!) рок-фестиваль, где выступают группы со всего Союза.

Легендарный Вудсток-69 продолжался всего три дня и навечно вошел в историю мировой рок-музыки, а в Тбилиси-80 фестиваль проходил восемь дней, то есть более чем в два раза дольше, чем в Вудстоке. И если про первый знает весь мир, то про фестиваль в солнечной Грузии могут сейчас вспомнить единицы.

А ведь вспомнить есть чего: в Тбилиси приехали группы из Москвы, Ленинграда, Горького, Саратова, Донецка, Ашхабада, Таллина, Риги, Юрмалы, Батуми и, разумеется, выступали местные, тбилисские группы. Всего в фестивале приняли участие 27 коллективов из 17 городов. Стоит отметить, что под проведение фестиваля был выделен не какой-то там захудалый сельский клуб или дом культуры, а не много, ни мало – Большой концертный зал Тбилисской филармонии. Самая современная на тот момент концертная площадка в Грузии.

Фестиваль снимали как местные тбилисские, так и финские телевизионщики, которые впоследствии выпустили документальный фильм «Советский рок». А в 1981 году, как уже было сказано выше, фирма «Мелодия» выпустила двойной LP ««Весенние ритмы. Лауреаты фестиваля Тбилиси-80».

Ну а что же произошло после того, как финские телевизионщики зачехлили свою аппаратуру и отбыли восвояси? «Кровавая гэбня» подогнала прямо к Тбилисской филармонии столыпинские вагоны и все 27 "запрещенных" коллективов поехали на Колыму валить лес? Ведь если верить Макаревичу, то вся история СССР была геноцидом собственного народа. Он же не сумасшедший, если утверждает такое?

Но мы посмотрим на то, что произошло в нормальной, а не в параллельной антисоветской реальности, с участниками фестиваля и с «властителем дум» Макаревичем, чудовищно страдавшим в СССР.

"Страдал" он не только в СССР, но и в Польше, куда ездил, например, летом 1979 года, а осенью того же года "Машина времени" была принята в "Росконцерт", сразу же получив ставку первой категории. То есть, пока в стране был "геноцид", Макаревич спокойно раскатывал по заграницам и имел вполне легальный статус музыканта. Затем, как уже говорилось выше, в следующем 1981 году вышел двойной диск «Весенние ритмы. Лауреаты фестиваля Тбилиси-80» где были песни «Машины времени». В том же году группа Макаревича приняла участие в создании «саундтрека» фильма «Душа». Тогда же вышла гибкая пластинка с песнями из этого фильма. Помимо этого группа принимала участие в новогодних «Голубых огоньках» и писала музыку для других фильмов. А в 1986 году «Машина времени» и вовсе отправилась на гастроли в Японию и в том же году на фирме «Мелодия» вышел первый диск группы. В общем, страдания Макаревича в СССР были невыносимыми – только успевал выступать на концертах и писать песни к фильмам и для альбомов, сначала магнитных, а потом виниловых. Разумеется, это занятие позволяло ему зарабатывать и, надо думать, неплохо. Сколько? Об этом лучше почитать в книге экс-клавишника "Машины времени" Петра Подгородецкого, где он называет некоторые суммы. Забегая вперед скажу, что о таких доходах не могли мечтать не то что инженеры, но и многие представители советской элиты.

-2

Занявшая второе место на фестивале группа «Автограф» свой первый магнитоальбом выпустила в 1984 году, а ашхабадский коллектив «Гунеш» выпустил пластинки на «Мелодии» в 1980 и 1983 годах, в 1981 году участвовал в фестивале «Ереван-81», а в 1983 отправился в заграничное турне. Весьма неплохо для группы из "оккупированного" СССР Туркменистана, как утверждают «эксперты» по советской истории. Самое интересное, что при социализме группа развивалась и процветала, но как только Союза не стало, то и «Гунеш» приказал долго жить. А ведь это был коллектив состоящий из фантастических музыкантов, один барабанщик Ришад Шафиев чего стоил.

Группа «Аквариум» прославилась на том фестивале «дисквалификацией» за непристойное поведение на сцене. Ничего непристойного, разумеется, не было, просто Гребенщиков немного опередил время и вел себя слишком вольно, что не понравилось организаторам. Может «Аквариум» в полном составе загрузили в столыпинские вагоны и отправили в Магадан? Антисоветчикам очень хотелось бы чтобы так оно и было – потом десятилетиями можно было бы рассказывать про ужасы «совкового Мордора», но в реальности в 1981 году «Аквариум» записал два магнитоальбома и вступил в Ленинградский рок-клуб. В 1983 году группа приняла участие в Ленинградском рок-фестивале, а 11 апреля 1984 года впервые появилась в передаче «Музыкальный ринг». В 1987 году выходит первый диск на «Мелодии» и в том же году «Аквариум» гастролирует по Северной Америке. Кому как, но на мой взгляд такая бурная деятельность что-то не сильно похожа на "мучения рок-музыкантов-подпольщиков" в стране, где идет "геноцид собственного народа".

-3

Стоит добавить, что участие в тбилисском фестивале приняли многие музыканты, которых вскоре будет знать вся страна. Это не только Макаревич и Гребенщиков, но и Бари Алибасов, Крис Кельми, Стас Намин, Гуннар Грапс, Александр Ситковецкий и другие. В СССР удалось провести мероприятие может и не на мировом уровне, но весьма масштабное и неординарное. Тем более если учесть, что в нем приняли участие группы, некоторые из которых имели полуофициальный статус. Причем песни исполнялись не только на русском, но и на английском языке и никого за это не преследовали и не запрещали.

Но об этом фестивале все последние тридцать лет стараются не вспоминать, словно его и не было. Почему? Можно предположить такую версию: объективный рассказ о "Весенних ритмах-80" приведет к тому, что начнет расползаться по швам мрачное антисоветское полотно, на котором изображен зловещий «коммунистический идол», не только угнетающий свободолюбивые народы и превративший страну в один большой ГУЛАГ, но и душащий рок-музыку и музыкантов. Ведь восьмидневный рок-фестиваль очень плохо вяжется со словами Макаревича о том, что в СССР был геноцид собственного народа. Хотя распоследнему дураку ясно, что когда в стране геноцид, то фестивали там не проводятся и пластинки не выпускаются. Да и много чего остального не происходит. И очень странно слышать это от человека, который в этом фестивале не только участвовал, но и занял первое место со своей группой.

Если уж быть совсем дотошным, то можно вспомнить и данные статистики: в 1926 году население СССР составляло 147 миллионов человек, а в 1991 - 295 миллионов. Удвоение численности населения за советский период - это геноцид, или это всё таки как-то по другому называется? Вот почему оставим слова Макаревича на его совести, как говорится, Бог ему судья. Как и всем тем, кто десятилетиями пытается представить СССР как огромный лагерный барак, где не то что рок-музыку играть, а даже анекдот было опасно рассказывать. И как тут не вспомнить фразу Виктора Гюго о том, что "сердце неблагодарного человека хранит только пепел".

А закончить хочется вот каким «открытием», которое, конечно же, открытием не является. Парадоксально, но факт – в зловещем «совковом Мордоре», несмотря на все запреты и препоны, появлялись выдающиеся группы и замечательные музыканты. Причем появлялись практически во всех республиках. Но как только СССР не стало, то за тридцать постсоветских лет на обширной территории экс-СССР не появилось ничего сопоставимого с той же «Машиной времени» или "Автографом" и что-то не верится, что появится. С 1991 года никто не мешал музыкантам сочинять и играть всё что угодно, но… Сколько не напрягай память, но не припоминаются выдающиеся рок-коллективы из РФ, Туркменистана, Грузии или Прибалтики. Да даже те что были со времен СССР, либо распались, либо деградировали до нижеплинтусного уровня.

Как говорится, всё познается в сравнении. В актив СССР навсегда записаны десятки хороших и очень хороших групп, а что можно записать в актив условному СНГ?

Ответ очевиден.

*Андрей Макаревич внесен Минюстом РФ в реестр физических лиц, выполняющих функции иностранного агента.