Найти тему
АиФ-Юг

Платим, но не едем. Когда общественный транспорт станет комфортным?

   Платим, но не едем. Когда общественный транспорт станет комфортным?
Платим, но не едем. Когда общественный транспорт станет комфортным?

Два месяца назад в Краснодаре коммерческие перевозчики повысили цену за проезд. Вместо 35 рублей горожане и гости кубанской столицы теперь платят 40. Изменилось ли качество услуг, выяснял kuban.aif.ru.

Все дорожает

За пять лет проезд в автобусах подорожал почти в два раза. Напомним, в 2018 году билет стоил 23 рубля, потом цену подняли на три рубля, через год еще на два. Каждый раз перевозчики жаловались на повышение затрат на запчасти, ГСМ, коммунальные платежи, зарплату сотрудников. В 2021 году к этим причинам добавили подорожание полисов ОСАГО, траты перевозчиков на терминалы безналичной оплаты и пандемию коронавируса и установили стоимость проезда в 30 рублей. В том же году цену подняли еще на пять рублей.

Нынешней зимой вскоре после новогодних праздников горожанам объявили об очередном повышении тарифа. За одну поездку по Краснодару теперь платим 40 рублей. Пассажирам объяснили это резким ростом цен на импортные товары, запчасти, масла. Перевозчики были вынуждены индексировать тариф, так как за год стоимость новых автобусов увеличилась на четверть, топлива - на 5-10%, страховки - на треть. В два раза выросли цены на техосмотр, страховка подорожала на 37%, 5-7% от суммы билета при оплате картой приходится отдавать банкам за обслуживание. Резко подорожало содержание транспорта, то есть ремонт и запчасти. Некоторые - в два раза.

45 минут на остановке

Вместе с тем люди часто недовольны работой частных перевозчиков. Почти каждый день в соцсетях появляются жалобы на качество оказываемых услуг, плохое состояние автопарка, длительное ожидание на остановках.

«На самом деле каждое утро и вечер в будни испытываю серьезный стресс, когда жду свой автобус, - рассказывает краснодарка Елизавета Катина. - У меня рабочий день, как и у большинства горожан, с 9 до 18 часов. И мало того, что дорога из Губернского микрорайона до Сенного рынка занимает в часы пик от полутора до двух часов, так еще каждый раз нужно умудриться влезть в автобус. Микрорайон густонаселенный, транспорта не хватает, приходится по 20 минут, а то и дольше стоять в толпе на остановке, а потом весь путь тесниться в до отказа забитом салоне.

Действительно в новых и дальних районах людям сложнее всего. До ближайшей остановки приходится идти пешком километр, а то и больше, рейсов недостаточно, в лучшем случае можно добраться только до центра, а потом приходится пересаживаться. Например, из того же Губернского в сторону Гидростроя или в Черемушки ходит всего по одной маршрутке и те с интервалом почти в полчаса. Естественно, происходит адская давка. Жители района ул. Кирилла Россинского на прошлой неделе опубликовали в соцсетях обращение к городским властям, сообщив, что простояли на остановке 45 минут - с 7.50 до 8.35, в сторону города не появилось ни одной маршрутки №21, проехал лишь один полностью переполненный автобус №170а. В итоге люди опоздали на работу. И подобных случаев на самом деле предостаточно».

Немало нареканий и к состоянию самих маршруток.

«Проезд дорожает, а качество не улучшается. Автобусы грязные, убитые, некоторые водители о безопасности пассажиров даже и не думают, ездят, нарушая ПДД, а некоторые могут и нахамить, - сетует жительница краевого центра Валентина Семкина. - Об удобствах можно только мечтать. Кондиционер, электронное табло - этого на маршрутках вообще нет. Резонный вопрос: почему люди должны платить за это больше?»

Маршрутки битком

В конце прошлого года центр компетенций в области моделирования транспортных потоков и транспортного планирования составил рейтинг городов России по качеству общественного транспорта. Исследование проводилось совместно с администрациями городов на основе открытых данных. Специалисты проанализировали 82 города. Краснодар занял в рейтинге 26 место и опустился за год на 10 позиций. По 100-балльной системе краевая столица получила 59 баллов.

Также в рейтинг попал Сочи. По сравнению с 2021 годом курорт поднялся на две позиции и занял 56 место. Еще ниже в рейтинге опустился Новороссийск и занял 65 место. К слову, в городе-герое этой весной тоже подорожал проезд в общественном транспорте - на 10%. С 6 марта новороссийцы стали платить за поездку от 33 до 35 рублей в зависимости от маршрута, но это, как и в Краснодаре, не сказалось на качестве услуг.

«В Новороссийске транспорта достаточно, но в новых микрорайонах его не хватает, - делится жительница города-героя Есения Красильникова. - А что будет во время курортного сезона?»

С 1 января на 5 рублей подняли стоимость проезда и на городских рейсах в Геленджике.

«В целом я не вижу проблем с транспортом в нашем городе, - отвечает жительница курорта Наталья Пирогова. - Маршрутки ходят даже в самые отдаленные уголки, правда, из района Голубой Бухты бывает сложно уехать, пассажиры долго стоят на остановке, а потом еле влезают в переполненный салон».

Помогут брутто-контракты

Руководитель общественной организации «Транспортная инициатива» Марина Репещук:

«Проблемы в работе общественного транспорта не настолько связаны с ростом самого города, сколько с плохим контролем властей над частными перевозчиками. С 2014 года в условия конкурса на маршруты стали вводить обязательное наличие кондиционеров. На данный момент таких маршрутов должно быть больше 10. Но кондиционеров работающих на этих автобусах мы не видим. Часто не выполняется требование по классу машин: должен быть средний, а выпускают малый. Это привело к тому, что пассажиры стали пересаживаться на личный автотранспорт, велосипеды, электросамокаты, а кто не смог найти альтернативу, продолжает мучиться в автобусах. К сожалению, повышение стоимости проезда никак не сказывается на качестве перевозок.

Ситуация поменяется только в том случае, если перевести перевозчиков на брутто контракты (Брутто-контракты - модель организации пассажирских перевозок, при которой перевозчики перечисляют всю собранную с пассажиров выручку в бюджет города, а городская администрация оплачивает выполнение рейсов по маршрутам. - прим. ред.) и на регулируемый тариф. Тогда и зарплаты водителей повысятся, и по закону у администрации города будет больше возможностей лишать недобросовестного перевозчика свидетельства на маршрут. Экспертный совет Минтранспорта РФ рекомендовал общественному транспорту Краснодара внедрить пересадочную модель, сделать так, чтобы у наших пассажиров, не имеющих льгот, были проездные билеты и возможность делать бесплатные пересадки».