Найти тему

Искусство цвета. Теория и методика работы с цветом

Теория цвета — это все имеющиеся на сегодня знания о цвете и его природе.

Существует 3 основных подхода к теории цвета: естественно-научный, психологический и художественно-эстетический. Они могут хорошо сочетаться друг с другом и важны каждый в своей сфере, во флористике это, конечно, художественно-эстетический с дополнением психологического восприятия.

Цвет в искусстве флористики

Цветы – это краски природы в руках флориста. То, как вы ими работаете, насколько сможете раскрыть в своей работе цвет, отражает вас как мастера, как творческую личность и как успешного торговца-ремесленника. В любом случае, овладеть искусством цвета- важнейшее умение художника-флориста.

Сочетание цветов – это часть такого понятия, как чувство вкуса, а последние- входит в эстетическую сторону жизни. Учиться ему необходимо как для творческого развития, так и для личностного роста. Чтобы видеть красоту и уметь различать прекрасное и безобразное, необходимо повышать в себе культуру всех сфер жизни. Это как палка о двух концах: видите красоту- будете стремиться к совершенству во всех направлениях, растете и развиваетесь, значит придете к углублению и в вопросе эстетики. Нет сомнений в том, что чувство красоты идет вместе с общим развитием культуры цивилизации, народа или человека в отдельности.

Способность различать цвета, правильно сочетать их между собой - тренируются и со временем расширяются, превращаясь в эстетическое художественное восприятие мира. Используя эту способность в своих работах, мы превращаем творчество в искусство, которое делает мир прекраснее.

Для чего необходимо владение цветом во флористике?

С умением владеть цветом, повышается внутренняя гармония букетов и работ, и следственно, внешняя эстетика, которая превращает творчество с цветами или просто их продажу в искусство.

-2

Есть устойчивое мнение, что «на вкус и цвет товарищей нет», и это действительно так. Досконально изучая теорию цвета, я обнаружила интересную вещь: никто никогда не сможет доказать, что мы видим цвета одинаково. Чтобы появился цвет, обязательно нужен человек и его анализатор. До сих пор существуют племена, которые не различают цвета. Но. Еще одна находка в том, что с развитием культуры, морали, нравственности и общего уровня отношения и понимания мира повышается умение различать и понимать цвета и отличать прекрасное от безобразного. Вы можете заметить, какие темные, и порой даже страшные, картины из далекого прошлого и какими светлыми они стали у импрессионистов, или, например, что кость в носу у племен Африки это красиво до сих пор, а современная палитра цветов расширилась уже до более 2000 оттенков. Так же эту тенденцию видно в процессе взросления человека: дети любят все яркое и блестящее, но с возрастом нам нравятся спокойные и нейтральные тона. Количество воспринимаемых человеком различных цветов выросло в процессе развития общества. Отношения цивилизации с красотой и цветом не стоят на месте. Несмотря на то, что эстетика за это время сильно шагнула вперед, в отличии от первобытности и древности, коммерция, попавшая в искусство способна менять восприятие нами красоты: сознанием людей часто управляют ради выгоды, спутав понимание прекрасного, к сожалению, это так. Важно, не попав под воздействие, уметь отличить истинное искусство от манипуляции или творчества ради продажи…

Что такое цвет?

Цвет — это ощущение, которое получает человек при попадании ему в глаз световых лучей.

-3

Если следовать определению из физики, то цвет – это волны определенного рода электромагнитной энергии, которые после восприятия глазом и мозгом человека преобразуются в цветовые ощущения.

Человек может видеть относительно небольшой диапазон этого излучения — тот самый видимый спектр белого солнечного света. Именно его Ньютон разложил на простые спектральные цвета. Эти цвета и все их промежуточные оттенки называются хроматическими. Ахроматические цвета — это белый, черный и все оттенки серого цвета.

-4

Основные характеристики цвета — это цветовой тон, насыщенность и светлота.

Цветовой тон — это положение цвета в спектре, которое мы соотносим с его названием. Это те самые семь цветов радуги видимого спектра, а также все другие существующие природные цвета. Синий цвет — это тон, красный цвет — это тоже тон, и даже «цвет бедра испуганной нимфы», пришедший из эпохи рококо (шутливое название нежно-розового) — это тоже цветовой тон.

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и другие.

-5

Насыщенность — это ощущение, насколько цвет чист и интенсивен визуально.

Цвета радуги — самые чистые, их насыщенность составляет 100%.

Если в какой-либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

Светлота — степень отличия цвета от белого. Например, легкий салатовый цвет будет выше по светлоте, чем цвет густой зеленой листвы.

Можно изменить светлоту цвета, добавив в него белила или воду, тогда красный станет розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т. д.

Яркость цвета- характеристика нашего восприятия, и она всегда зависит от того, какие цвета находятся рядом. То есть яркость всегда определяется по сравнению с чем-то или насколько сильно цвет выделятся среди других. И тогда мы говорим, что он яркий.

По сути, яркость цвета — это то, с какой скоростью мы выделили один цвет из всех других.

Говоря о различиях цветов и оттенков, некоторые художники и дизайнеры утверждают, что понятие оттенка весьма условно, в мире названо несколько тысяч вариантов цвета. Вообще, если углубиться в природу цвета, то мы поймем, что никакой фактической градации существовать не может, так как цвет непрерывно меняется и зависит от длинны электромагнитной волны. Но названий цветов было придумано ограниченное количество.

Оттенком считается разновидность одного какого-то из основных цветов по нескольким параметрам:

  • яркостью, она напрямую зависит от степени освещённости;
  • насыщенностью, глубиной красок;
  • наличием светлоты или, наоборот, затемнённостью;
  • может быть оттенок с небольшой примесью постороннего цвета.

По некоторым данным, человеческий глаз может различить около 1000 светлых и темных оттенков, около 100 красно-зеленых, плюс 100 желто-синих оттенков. Получается, число цветов, которое может видеть человеческий глаз — около 10 миллионов. А компьютер при создании полноцветных изображений оперирует около 16,8 млн цветов.

Основные и вторичные цвета

Существует три основных цвета: желтый, красный, синий. Основными цветами называются чистые цвета, которые лежат в основе других цветов и оттенков.

При смешивании основных (первичных) цветов между собой по парам получаются дополнительные цвета (вторичные): оранжевый, фиолетовый, зеленый.

Теперь из 6 цветов при смешивании в разных пропорциях можно получить большое множество цветов и оттенков.

Холодный и теплый

Теплая гамма
Теплая гамма

В живописи часто встречаются такие понятия как теплый и холодный цвет.

Они отражают наши ощущения.

Холодная гамма
Холодная гамма

Красный, оранжевый, желтый ассоциируется у нас с огнем, солнцем. Мы как будто чувствуем тепло, глядя на них. Оттенки синего цвета будут относиться к холодным, потому что ассоциируются у нас с зимой и снегом.

Психология цвета

Многие знают о существовании подраздела психологии, изучающего влияние цвета на человеческие эмоции. В окружающей нас повседневной действительности можно заметить, что, как правило, яркие и привлекательные цвета оказываются более желанными и притягательными, в то время как темные оттенки обычно навевают хмурое настроение и чаще ассоциируются со стариной.

То же можно сказать о тепловом восприятии цветов. Например, красный, оранжевый и желтый ассоциируются с ощущением тепла, синие оттенки, наоборот, связывают с холодом или водой, а зеленые цвета с природой.

Некоторые другие цвета, например желтый или оранжевый, обычно воспринимаются как отражающие надежду, радость и позитив. Аналогичным образом красный почти повсеместно считается цветом опасности или молодости и энергичности. Синий ассоциируют со спокойствием, умиротворением и стабильностью.

Яркая гамма
Яркая гамма

Успокоительный эффект человек ощущает от зеленого цвета снизу и голубого сверху — просто потому, что таково их естественное расположение в природе. Во всех культурах огонь обжигает, поэтому и красный цвет оказывает возбуждающее воздействие практически на всех в той или иной степени. Солнце — центральный архетипический символ всех культур, поэтому желтый цвет сверху вызывает приятные ощущения в рамках коллективного опыта.

-9

Воздействие цвета на человека зависит от многих факторов. Оно связано с естественной природной средой, в которой человек родился, с его культурным и пережитым опытом, а иногда — и с текущей ситуацией в мире.

Общие установки по отношению к цвету формируются у людей через природу, сказки, легенды, мифы своей культуры. Индивидуальное же восприятие цвета у каждого человека может быть своим.

Цветовосприятие и его компоненты

Биологический. С этой точки зрения, еще до того, как человек учится говорить, он уже различает 5 цветов: красный, зеленый, синий, пурпурный и желтый.

Социальный. Социальная среда также накладывает отпечаток на восприятие цвета. То, как одевают ребенка в детстве, какие цвета его окружают, влияет на его цветовые предпочтения. Существует даже такое заболевание, как «дальтонизм от воспитания».

Психологический. У людей одной культуры с возрастом цветовые предпочтения начинают разниться. В зрелый период ближайшее окружение и накопленный личный опыт — тот самый психологический фактор — могут оказывать на восприятие цвета большее влияние, чем культура и воспитание.

Как развить в себе способность сочетать цвета.

Методы, которые я применяю в своей жизни.

- О цветовом круге. Я не пользуюсь кругом Иттена. В нем есть только спектральные цвета. На начальном этапе это, конечно, подойдет, но ненадолго. В цветовой палитре срезанных растений очень много неспектральных цветов: как сочетать их, он не научит, например, пастельных, они образуются путем смешения основных цветов с белым. Круг Иттена подходит больше для смешивания цветов на палитре художника, или дизайнерам.

Пастельная палитра
Пастельная палитра

- Основным и самым удачным способом развития умения сочетать цвета для меня стал просмотр, анализ и использование цветовых палитр. Я изучала их и применяла на практике при составлении букетов.

Цветовая палитра
Цветовая палитра

- Воспитание красоты через просмотр произведений искусства импрессионистов, натюрморты барокко, современные акварельные пейзажи и композиции, искусство фотографии.

- Просмотр работ дизайнеров во всех сферах с анализом, что красиво, а что нет и почему. Стилистика в одежде и интерьерах дали мне много знаний в понимании гармонии образа и цвета. Опыт других как нельзя лучше помог мне воспитать художественный взгляд.

- Природа сочетает цвета идеально. Больше обращайте внимание на естественную красоту пейзажей, растений, цветов.

- Просмотр и повтор букетов флористов, отличающихся хорошим вкусом, и цветочных компаний, где цветовые решения в продажах имеют ведущее направление. Не бойтесь повторять: великие композиторы, писатели и художники тоже прошли путь учеников! Чем больше разнообразных букетов вы видели и сделали, тем больше вы сможете потом «достать из своего арсенала», обыгрывая в новом представлении.

-12

В чем плюс готовой цветовой палитры перед кругом Иттена?

Цветовой круг Иттена необходим художникам и веб-дизайнерам для умения смешивать цвета, чтобы получить промежуточный из исходных.

Круг Иттена
Круг Иттена

В круг Иттена не входят ахроматические цвета — белый, черный и все оттенки серого; пастельные (от сущ. «пастель»- разновидность краски, через «э») и многие другие.

Радуга и ее сочетания очень яркие, используя только их в букете, нежности и сдержанности не ждите.

На круге Иттена вы видите цвета одновременно, чтобы представить результат, необходимо собрать букет, и только потом вы закрепите образ в целом. Цветовая палитра остается в памяти сразу.

В палитре присутствует не только цветовая гамма, но и продуманный образ всей картинки или композиции, что развивает еще и стилистическое мышление.

-14

Если вы только пришли к «теории цвета», то для начала вы можете пользоваться кругом, это базовый начальный этап. Научиться работать с ним легко самостоятельно, открыв любой источник с этой темой.

Схема сочетания цветов по кругу Иттена
Схема сочетания цветов по кругу Иттена

Искусственная краска во флористике

Моя позиция во флористике имеет ярко выраженный природонаправленный характер. Я не работаю с крашенным цветком по ряду причин:

-16

- ориентируюсь на природу и ее естественную красоту;

- не экологично, флористика и так очень сильно загрязняет природу своей деятельностью и дополнительное использование химии еще сильнее усугубляет ситуацию;

- взывает аллергические реакции;

- цветы уже прекрасны: их разнообразие и естественная палитра просто поражают! Учиться сочетать между собой уже имеющиеся цвета – это истинная культура мастера и более серьезный вызов. Тем более селекционеры сейчас выводят невероятные цвета, без использования химических красок;

- жизнь и здоровье человека находится в естественной среде, пропагандируя и используя искусственное, мы отдаляемся от природы, и ухудшаем свое физическое и психическое состояние;

-17

- люблю природу такой, какая она есть, добавляю к этому свою заботу, уход, мастерство, чувство прекрасного и художественный взгляд.

Использовании краски в цветах берет свое начало не из лучших условий и побуждений:

- продажа и прикрытие краской несвежего цветка;

- использовании краски для увеличения своего ассортимента из-за невозможности другими способами разнообразить предложение;

- маркетинг: ярко и сочно продается лучше и быстрее (эту причину я не отношу к негативным);

- удивить покупателя и зрителя новым цветом известного растения.

Мои методы и способы работы с естественным цветом

- Собираю букеты из цветов в самых разных их сочетаниях, пытаюсь найти новое даже в самом тривиальном;

- Использую разнообразные формы букетов;

- Применяю различные емкости и корзины для композиций;

- Открываю и использую новые для себя сорта цветов и зелени;

- Включаю рисунок в композициях и букетах, например, градиент цвета;

- Использую бумажную упаковку для дополнения цветом, при необходимости.

В мире растений невероятное разнообразие сортов цветов и зелени и их оттенков, уверенна, что никто еще не собрал все возможные естественные букеты. Расширяйте профессиональные умения, художественный взгляд и вашими красками станут цветы, а не искусственные спреи, которые губят все вокруг.

-18

Немного интересных фактов о цвете

Сначала был фрукт

Словарь и классификация цветов со временем меняются. Многие носители английского языка, например, считают, что апельсин назвали "апельсином" ("orange") из-за его яркого цвета, однако на самом деле всё было наоборот. До конца XV века у оранжевого цвета не было своего названия. Вместо него использовали слова "желтовато-красный" или описывали цвет как среднее между красным и жёлтым.

-19

Когда торговцы начали привозить апельсины в Европу из Азии, этот фрукт яркого оранжевого цвета помог установить название своего собственного цвета. Изначально апельсин на санскрите назывался "naranga", затем он стал "narange" по-французски, а затем стал "orange" по-английски. В итоге, слово "orange" приобрело второе определение и стало названием для желтовато-красного цвета.

Самый популярный цвет

Какой ваш самый любимый цвет? У каждого человека - свой любимый цвет, но вам, наверное, будет интересно узнать, что самым любимым цветом большинства является синий.

-20

Ещё в 1941 году проведённые исследования показали, что оттенки синего являются наиболее предпочтительными среди других цветов, и с течением времени эта тенденция не изменилась.

В 2011 году креативное агентство Scott Design Inc провело два опроса, чтобы выяснить самый популярный и самый непопулярный цвет. Синий оказался самым популярным, набрав 27% голосов. Вторым по популярности оказался зелёный (18%), а наименее любимым цветом стал коричневый.

В 2017 году бумажная компания G. F. Smith провела онлайн-опрос, предложив Интернет-пользователям выбрать свой любимый оттенок. После голосования 30 тысяч участников из 100 разных стран было объявлено, что победителем стал зеленовато-голубой (бирюзовый) оттенок, который сейчас называется Marrs Green. И хотя его называют "зелёным", до сих пор ведутся активные споры о том, является ли это оттенок зелёного или синего цвета, поскольку он определённо сочетает в себе намёки на оба. Как бы то ни было, очевидно, что синий и зелёный являются наиболее любимыми цветами.

Психология и подсознание

Цвет оказывает воздействие на наше зрение, но, возможно, менее очевидно то, что он также может оказывать глубокий подсознательный эффект. Психология цвета ─ это исследование того, как цвета влияют на эмоции человека, его мысли и даже поведение.

Психология цвета довольно часто применяется в брендинге: компании зачастую используют определённые цвета, чтобы влиять на потребителей. К примеру, красный и жёлтый могут стимулировать аппетит, вызывая у человека чувство голода. И неслучайно многие сети ресторанов быстрого питания включают эти цвета в свои логотипы.

Кроме того, цвет даже может улучшать память и внимание. Эксперимент, проведённый Фрэнком Фарли и Альфредом Грантом, имел своей целью понять, каким образом влияют на память цветные и чёрно-белые презентации. Результаты показали, что испытуемые действительно лучше запоминали цветные.

Символичность цвета

Цвет не только может оказывать на человека психологическое воздействие на подсознательном уровне, но и иметь символическое значение. Вспомните, например, красный цвет светофора, означающий остановку.

-21

Впрочем, символичность одного и того же цвета может различаться в зависимости от культуры. Так, в западной культуре белый цвет символизирует собой невинность, чистоту, мир и чаще всего используется на свадьбах. Однако в Китае белый ассоциируется со смертью и трауром, и одежду белого цвета надевают на похороны.

-22

ПОЧЕМУ В РАДУГЕ ИМЕННО СЕМЬ ЦВЕТОВ?

Интересный факт, оказывается, количество цветов в радуге, зависит от страны проживания. Жители Китая считают, что в радуге пять цветов. Для жителей США типичным ответом будет шесть цветов, в то время как жители России насчитывают их семь (+голубой). На самом деле в радуге собран весь спектр, но мы можем увидеть только некоторые из них.

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый — известные с детства семь цветов радуги. Однако есть только три базовых цвета: красный, зеленый, голубой. Смешивая их, цветные мониторы способны создать любой оттенок. Почему же до сих пор говорят о семи цветах радуги?

-23

Цвета существуют и не существуют одновременно. Цвет — это наше ощущение от попадания в глаза электромагнитного излучения различной частоты. Человеческий глаз имеет три вида рецепторов, отвечающих за цветное зрение: «красные», «зеленые» и «синие». Любые оттенки — сочетание в разных пропорциях ощущения этих цветов. Приблизиться к правильному пониманию этого феномена человечество смогло лишь несколько веков назад.

Самую раннюю из известных попыток объяснить природу цветов сделал древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он считал, что все цвета образуются из-за смешения в разных пропорциях белого и черного. Поэтому разработал линейную систему «от светлого к темному» из семи составляющих: белого, желтого, красного, фиолетового, зеленого, синего, черного. Более 2 тысяч лет люди придерживались подхода Аристотеля. Все изменил Ньютон.

В 1672 году Исаак Ньютон осмелился бросить вызов Аристотелю, потому что опирался на четкие экспериментальные данные. Люди и раньше знали: проходя сквозь стеклянную призму, солнечный луч преломляется и выглядит как радуга. Но объясняли это дефектами стекла. Ньютон же пошел дальше: с помощью второй призмы и линзы он собрал цвета вместе и снова получил белый свет.

Большинство образованных людей того времени считали, что белый цвет не может состоять из чего-то. Распространенным было мнение, что цвет — это вообще свойство не света, а предметов. Научное сообщество смирилось после выхода ньютоновской «Оптики» в 1704 году. Но почему в ней выдающийся физик говорит о семи цветах?

Нередко можно услышать, что Ньютон выделил именно семь цветов из-за своего увлечения оккультной нумерологией, в которой «7» — особое число. Мы точно никогда не узнаем, правда ли это. Порой Ньютон говорит о разном количестве основных цветов. Он упоминает пять самых заметных: красный, желтый, зеленый, голубой и фиолетовый, также пишет о шкале из десяти цветов, на которой присутствуют еще пять промежуточных. Но останавливается в конце на схеме, где круг спектра состоит из семи известных цветов радуги.

Ньютон отмечает сходство семи базовых оттенков спектра с семью нотами и с семью энергетическими центрами человека.

В целом же в своих работах Ньютон признавал условность такого деления: чем внимательнее вы будете присматриваться к спектру, тем больше цветов увидите.

У каждого человека свой радужный мир

-24

Любой человек со здоровым зрением согласится, что небо голубое, трава зелёная, а клубника красная. Что если мы на самом деле видим цвета по-разному, называя их одинаково?

Раньше было принято считать, что все мы распознаём цвета одинаково, но это мнение уже устарело. Одни и те же световые воздействия могут вызвать совсем разные ощущения у разных людей. То есть, каждый может видеть цвет по-своему.

Цвет — это лишь ощущение человека на разные длины световых волн. Цвета не существует во внешнем мире, а лишь в нашем сознании.

Длину световой волны мы в силах измерить, но пока что невозможно точно понять, как её воспринимает другой человек. Так что споры о том, какого цвета на самом деле предмет, бессмысленны, потому что для каждого человека истинный цвет — это тот, который видит он сам.

Учитесь и открывайте мир природы и флористики, читайте и скачивайте мои книги бесплатно на https://www.litres.ru/author/katya-vorobeva/

Больше информации вы сможете найти в других статьях в моем журнале на Дзен.
А применить эти знания на практике вы легко сможете научиться по моим видеокурсам
Более 50 уроков помогут вам отрыть мир флористики и освоить профессию или внести в нее новые умения и идеи
Подробнее на сайте https://flowersbalance.ru/school
Цена полного курса 990 руб.
Доступ к урокам не ограничен по времени