Найти тему
Зелёная Точка Старта

Не «платить иль не платить», а как платить! Вот в чём вопрос.

Приложение, банковская карта и наличка: вариативность оплаты становится требованием в электромобильных странах.

Вариативность оплаты зарядных сессий электромобилей — это тема, попавшая в точку. Когда созывалась конференция участников отрасли зарядной инфраструктуры "Системы оплаты зарядной сессии электромобиля в коммерческих и общественных зарядных сетях", я не изучал историю этого вопроса за рубежами России. Основной причиной стал результат опроса в Телеграм-канале "Зелёная Точка Старта", где 2/3 проголосовавших высказались за наличие дополнительного, помимо классического приложения, варианта оплаты зарядки.

Конечно, на репрезентативность опрос не претендует. Однако в нём приняли участие более 438 человек, и именно владельцев электромобилей, так как опрос распространялся по соответствующим каналам. Притом, что 438 человек — это практически 2% от всего лишь ~23000 на сегодняшний день обладателей электромобилей. Так что, как ни крути, а срез общественного мнения есть. Это тема, но пока ещё не проблема, нуждалась в обсуждении в профессиональном сообществе. Позиции участников конференции, практически изначально были понятны и объяснимы. Об этом подробно я рассказал в предыдущем материале о конференции.

Проблема в том, что мы сейчас, и как люди в отдельности, и как общества в целом, немного выбились из колеи, по понятным причинам. Когда гремят пушки - лиры молчат. Но, однако, процесс развития технологий, в том числе и потребительских, не останавливается. И надо было понять, а вообще существует ли "проблема", поставленная главной темой на конференции, в поле мирового сервиса зарядки электромобилей.

И как оказалось, эта тема не просто существует. Она выходит на уровни решения парламентов и правительств.

То есть тема, поставленная ИАП "Зелёная Точка Старта" на конференции, как оказалось является не просто актуальной, но уже и решаемой. Причём, на самом деле, сами технические решения существуют уже несколько лет. Но сегодня в некоторых странах эти технические элементы находятся на стадии формального узаконивания, что сделает их обязательными.

Итак, узнаем, что это за технические решения, в сфере вариативности оплаты зарядки электромобилей, кто и где эту тему продвигает, с какими аргументами, и где она уже реализована.

Норвегия

Правительство Норвегии приняло решение, а Совет потребителей Норвегии и Ассоциация электромобилей Норвегии поддержал его, что с 1-ого июля текущего года все новые быстрые зарядные станции для электромобилей должны иметь устройство для принятия оплаты зарядной сессии по банковской карте. Подчёркиваю, это правительственное решение, одобренной потребителями и электромобильным сообществом.

Унни Берге из Норвежской ассоциации электромобилей: «Мы стоим на стороне потребителей, и тогда мы должны сделать зарядку простой и доступной для всех. Мы согласны с консультационным документом, в котором говорится, что в долгосрочной перспективе платежные терминалы станут стандартным решением с небольшими дополнительными инвестиционными затратами или вообще без них. В краткосрочной перспективе стоимость платежного терминала может составить от 5 000 до 14 000 норвежских крон [36200 – 101000 рублей]. И это при стоимости быстрой зарядной станции от 500 000 норвежских крон [3,6 млн. рублей]».

То есть это решение принято в пользу всех потребителей, независимо от их уровня технической подготовки и осведомлённости. О чём я и писал в предыдущих материалах, говоря, что это больше психологический вопрос, чем технический.

-2
Томас Иверсен, старший юрисконсульт Совета потребителей: «Должна быть предусмотрена возможность взимать плату также с потребителей, у которых нет смартфона или которые не хотят регистрировать отношения с клиентами [с зарядными сетями]».

На сегодня в Норвегии работает ~6000 быстрых зарядных станций. По планам правительства страны их должно быть не менее 9000. Это значит, что все новые 3000 зарядных станций, а также те, что придут на замену станций «первой волны», должны будут в обязательном порядке комплектоваться POS терминалами для банковского эквайринга, то есть приёма платежей по банковским дебетовым и кредитным картам.

И это не только норвежское решение. Этот процесс идёт по всему ЕС. В Европарламенте сейчас на рассмотрении стоит вопрос об обязательной комплектации общественных и коммерческих зарядных станций терминалами по приёму платежей через банковские карты.

-3
«Наше видение очень ясное: зарядка должна быть так же проста, как и дозаправка. Нам нужны удобные и простые платёжные системы, чтобы каждый мог заряжать и оплачивать свой электромобиль на любой улице или шоссе. До сих пор каждое государство-член могло решать, какие варианты оплаты предлагаются на зарядных станциях, поскольку единого правила ЕС по этому поводу не существовало. Теперь это должно измениться....возможность оплаты картой должно быть закреплено в обязательном законодательстве для всех зарядных станций по всей Европе» - так об этом говорят в Европарламенте.

Здесь парламентарии ЕС вносят пояснения. По их мнению новая система должна быть обязательна для быстрых зарядных станций постоянного тока. Для медленных станций с переменным током можно сохранить «подписочную» систему.

Не все согласны с этими новациями. К примеру, в ChargePoint говорят, что это отвлечёт их от развёртывания новых станций, и заставит тратить время на модернизацию уже работающих станций.

Однако в сообществе потребителей парируют. Робин Лоос из BEUC, европейской зонтичной организации ассоциаций потребителей говорит: «Обязательная разовая оплата дебетовой или кредитной картой не замедлит развертывание зарядных станций. Внедрение этой системы является малозатратным, разрабатываются даже новые, более дешёвые решения по модернизации. В целом интеграция банковских терминалов повысит доверие потребителей к переходу на электромобили, тем самым улучшив экономическое обоснование общественной зарядки».

Германия.

В Германии вопрос интеграции бесконтактных терминалов ставился ещё несколько лет назад. Часть электромобилистов настаивала, чтобы иметь возможность заправляться и оплачивать электроэнергию на общедоступной зарядной станции без договора, без зарядной карты или приложения для смартфона от оператора зарядной сети.

-4

И соответствующее решение было принято на государственном уровне.

С июля 2023 года все новые быстрые зарядные станции будут предлагать два варианта оплаты: классическая безналичная оплата через приложение оператора зарядной сети, а также бесконтактная оплата с помощью дебетовых или кредитных карт. При этом профессиональное сообщество в Германии было весьма консервативно настроено, говоря, что подобные решения — это шаг назад, а также замедляет развитие зарядных сетей. Им оппонируют потребители, говоря, что в зарядной системе действует практически 400 тарифов, и это непрозрачно и неудобно, нежели оплата фиксированной цены по банковской карте в момент зарядки.

-5

Интересен опыт компании Shell, которая развивает собственные зарядный бизнес Shell Recharge. Быстрые зарядные станции, установленные на заправках компании имеют функционал приёма "карточных" платежей.

-6

Клиенты Shell Recharge могут оплачивать зарядную сессию так же, как они раньше платили за заправку бензином, используя бесконтактную дебетовую или кредитную карту. Конечно, они также могут оплатить зарядку и через фирменное приложение. Но это всё оставлено на выбор клиенту.

Швеция

POS терминал с возможностью приём криптовалюты
POS терминал с возможностью приём криптовалюты

Но малого того. Шведская компания Vourity разработала вариант POS терминала для зарядной станции, функционал которой позволяет пользователю самому выбрать удобные ему варианты оплаты зарядной сессии. И помимо оплаты по дебетовой или кредитной карте, электромобилист может даже выбрать вариант оплаты криптовалютой.

P.S.

Получается, что поставленная ЗТС и ЭМ тема конференции "Системы оплаты зарядной сессии электромобиля в коммерческих и общественных зарядных сетях" не просто актуальна. За пределами России этот вопрос решается, причём на правительственных уровнях. И тут главным аргументом является удобство оплаты зарядных сессий для всех, независимо от технической грамотности. Ещё раз подтверждается, что это социальный, а не технический вопрос.

На самом деле вариантов оплаты, с технической точки зрения, может быть много: классическое приложение конкретной зарядной сети, RFID карты, QR-коды в банковском приложении на смартфоне, NFC модуль в смартфоне, дебетовые и кредитные карты.

Каким образом будет эта система вводиться в законодательные рамки в России, не берусь говорить. Трансграничность технологических процессов доказана исторически. Хотя в разных странах эти процессы, конечно, имели национальные особенности. Но это не отменяет общего правила.

Какая форма оплаты зарядной сессии станет основной покажет время и выбор потребителя. Ну а пока мы наблюдаем процесс того, что в некоторых весьма электромобилизированных странах вводятся правила, дающие потребителю возможность выбора форматы оплаты.

___________________________

Уважаемые читатели, следите за нашими новостями в Дзене, не забывая кликнуть кнопку "Подписаться".

Также можете подписаться и на наш Телеграм-канали делиться ссылками на наши новые материалы со своими друзьями в мессенджерах. Оставляйте комментарии, ставьте лайки, делайте репосты.

Ваше участие нам очень важно!