Найти тему
Synergy Times l Медиа

Что такое NFT и как на нём разбогатеть

freepik.com
freepik.com

Когда 10 лет назад люди покупали в приложениях коров, гусей и куриц за золотые монеты, чтобы потом продать с виртуального склада яйца и молоко, это было развлечением — и только. А теперь в цифровом мире стало возможно превратиться в реального миллиардера, например, вложив деньги в NFT-искусство. Зачем платить за крипто-арт, если на него можно смотреть бесплатно, реально ли разбогатеть на NFT и почему мировые шедевры пилят на тысячи кусочков, рассказал в интервью Synergy Times эксперт по блокчейн-технологиям и коллекционер цифрового искусства Герберт Шопник.

Фото: Максим Русев, корпорация «Синергия»
Фото: Максим Русев, корпорация «Синергия»

– Герберт, сейчас много говорят про NFT, но до сих пор мало кто понимает, о чём речь. Объясните простым языком, что такое NFT.

– NFT расшифровывается как non-fungible token — «невзаимозаменяемый токен». Токен — цифровая сущность, у которой есть ценность как у меры платежа или обмена. Например, «Сбер Спасибо» или мили «Аэрофлота» можно назвать токенами, потому что их можно на что-то обменять.

«Невзаимозаменяемость» токена предполагает, что его нельзя заменить другим токеном, при этом не поменяв его ценность. Например, если вы даёте мне рубль монетой, а я перевожу вам рубль онлайн, их ценность тождественна. Но если речь о коллекционной монете 25 рублей, выпущенной к олимпиаде, то она может стоить 100 рублей и больше. Это и есть «невзаимозаменяемость».

Из личного архива Г. Шопника.
Из личного архива Г. Шопника.

– Чем это отличается от любого другого файла с какой-либо стоимостью?

– Это не просто файл, это инструмент, который хранится в специальной сети блокчейн. Её фишка в том, что там нет одного главного сервера и информация «запоминается» всеми узлами сразу в виде последовательной цепочки блоков. Это даёт особые преимущества для владельцев и покупателей NFT.

Во-первых, невозможно незаметно удалить информацию или добавить её задним числом. Все обновления попадают в конец цепочки. Во-вторых, действует смарт-контракт — программа, которая, например, позволяет осуществить куплю-продажу при наступлении условий, при которых она должна состояться. Это происходит без участия людей.

Благодаря этому гарантирована аутентичность NFT. Каждый может проверить через блокчейн его оригинальность и историю: когда был создан NFT, за сколько был продан, в каком кошельке он сейчас находится и пр.

Таким образом, NFT — уникальный цифровой документ, который хранится в блокчейне, гарантирует оригинальность объекта и даёт эксклюзивные права на него.

– Любую информацию можно превратить в NFT?

– Не превратить, а сохранить в NFT. Например, на Ethereum, это платформа на базе блокчейна. Её разработал наш соотечественник Виталий Бутерин (родился в Коломне — прим. ред.), и именно на ней все начали выпускать NFT.

Так, и один эфир (это валюта в Ethereum), и NFT — это токены, которые могут лежать в криптокошельке. Но в NFT можно записать информацию: название (если речь идёт о картине), описание (если речь о произведении) и ссылку на место, где хранится файл (например, с изображением).

Коллекция OG:Crystals, автор OG-Cradle
Коллекция OG:Crystals, автор OG-Cradle

Когда токен попадает в блокчейн со всем содержимым, он становится автономной единицей. Его можно передавать с кошелька на кошелёк, и владеть им может только один человек.

Так что да, любая информация, любой цифровой файл может быть превращён в NFT.

– Но NFT больше ассоциируется с искусством?

– Просто искусство на виду: это более доступная и лёгкая для понимания информация, громкие кейсы. Но искусство и крипто-арт — это только 30–40% рынка NFT. Они применяются, например, в игровом мире или спорте.

NFT используется и как страховые сертификаты. Недавно клиент нашего агентства спрашивал, можно ли привязать NFT к драгоценным камням. NFT здесь может выступать одновременно и как сертификат подлинности, и как инструмент купли-продажи физического объекта. Сейчас много таких запросов.

Если связать NFT с физическим объектом, можно с его помощью осуществлять торговлю. Например, картина может находиться в хранилище, а я продаю вам эту картину и передаю NFT.

– А я эту картину даже в руках не держала?

– Да, но если есть юридическое поле, которое устанавливает, что владелец NFT владеет этим предметом, то этого достаточно. Например, вы покупаете акции на бирже, но вам не надо их физически где-то забирать. Такое, кстати, происходит в мире искусства тоже. Предметы искусства находятся в специальных хранилищах, а купля-продажа происходит только путём подписания договора.

Картина The Pixel анонимного художника под псевдонимом Murat Pak представляет собой обычный серый пиксель.
Картина The Pixel анонимного художника под псевдонимом Murat Pak представляет собой обычный серый пиксель.

– Что, если привязать NFT к физическому объекту, а сам объект уничтожить?

– Такие примеры есть. В Нью-Йорке в прошлом году ребята-энтузиасты выкупили за $95 тысяч одну из 500 копий картины стрит-арт-художника Бэнкси. Это авторская копия, она была ценной. Они её оцифровали, перевели в NFT и публично сожгли. На YouTube есть ролик, как они её сжигают. Через несколько дней они продали её в NFT в четыре раза дороже — за $380 тысяч.

Авторская копия перестала существовать в физическом мире, но продолжила в цифровом. Это и перформанс, и бизнес.

Вообще, все сейчас ищут способ, как привязать NFT к физическому объекту так, чтобы он однозначно его идентифицировал. Если это картина, алмаз, полезные ископаемые, то как привязать? Какая-то метка должна быть, QR-код или NFT-метка. Это сложная задача.

CBN News
CBN News

– Любой человек может создать NFT?

– Сейчас — да. Раньше это было доступно только программистам, но в последнее время появилось очень много NFT-площадок, куда любой желающий может зайти и в несколько кликов создать NFT.

Самая известная — OpenSea. Она позволяет создавать, продавать, покупать NFT. А ещё, в отличие от десятков других площадок, OpenSea — агрегатор, который показывает все NFT, созданные на других площадках.

Есть ещё открытая площадка Rarible. И на ней, и в OpenSea каждый может создать любые NFT: искусство, крипто-арт, любые картинки, фотографии, видео, 3D-объекты.

Есть закрытые площадки. Чтобы туда попасть, надо быть художником, галереей, знаменитостью, подать заявку и своё CV (Curriculum Vitae — с англ. краткое хронологическое описание жизни — прим. редакции), доказать участие в выставках. Там есть кураторский отдел. Он решает, пустить ли вас на площадку.

– С созданием NFT понятно. А разбогатеть на нём может каждый?

– Это не так просто, как создать NFT. Любому художнику, который приходит в эту тему, нужно или самому заниматься раскруткой, или иметь арт-дилера, который будет его продвигать. В NFT есть правила и инструменты продвижения. От их грамотного применения зависит заметность, популярность автора.

– Расскажите об успешных кейсах.

– У художника Beeple, например,  есть многолетний опыт и имя. Его картины продавались и без NFT. А в прошлом году с ним начал работать самый крутой аукционный дом — «Кристис». Он за месяц объявил, что будет аукцион, само мероприятие шло 10 дней. В результате картину Beeple под названием Everydays: The First 5000 Days продали за $69 миллионов.

Картина Beeple, проданная за $69 миллионов. Фото Robb Report
Картина Beeple, проданная за $69 миллионов. Фото Robb Report

Хорошо работает внимание селебрити. Один студент из Индонезии делал селфи каждый день на протяжении всей учёбы. Потом он решил выложить коллекцию из тысячи селфи в NFT. Обычные фото: в общежитии, на улице, в кафе. Любой может сделать. Но какая-то местная знаменитость обратила внимание на эту коллекцию и купила одну «энэфтишку». Сразу прибежали коллекционеры — почувствовали ценность.

Коллекция селфи, автор Sultan Gustaf Al Ghozali
Коллекция селфи, автор Sultan Gustaf Al Ghozali

Ещё один вариант продвижения в NFT — вложить в него смысл. Чтобы это была не просто картинка, можно в неё добавить что-то эдакое.

– Что, например?

– У нас есть команда питерских ребят, которые разработали механизм совокупного владения предметом искусства. Они взяли картину Ренуара «Двойной портрет Жанны Бодо», отсканировали в высоком качестве, разбили на 1125 фрагментов и каждый фрагмент выставили в NFT.

Я не могу позволить себе купить Ренуара за $2 миллиона, но я могу купить фрагмент за пол-эфира ($1,5–2 тысячи). Когда все эти фрагменты будут распроданы, будет 1125 совладельцев.

Такой механизм, во-первых, увеличивает ликвидность. Я смог стать совладельцем дорогой картины, я могу перепродать долю. Картина может расти в цене, соответственно, токены тоже. Во-вторых, мы, владельцы связанных с этой картиной NFT, решаем, что с  картиной делать физически.

Ренуар, «Двойной портрет Жанны Бодо
Ренуар, «Двойной портрет Жанны Бодо

– А она физически вам принадлежит?

– Она принадлежит некоммерческой организации, которая юридически связана с владельцами NFT. Российское законодательство позволяет делать совокупное владение чем-либо, но не позволяет это право передавать вместе с NFT, тут есть проблема.

Но мы можем голосованием решать, что делать с картиной. Будем ли ею любоваться только мы или разрешим другим людям смотреть на неё в определённом месте в конкретное время, например, в музеях.

– А почему вы не скинулись деньгами? Зачем было привлекать NFT?

– Можно было всем скинуться, подписать документы и стать совладельцами. Но легче и удобнее механизма купли-продажи, чем NFT, нет. Я купил этот фрагмент, сидя дома на диване. Завтра я его могу перепродать.

Мне рандомно достался кусок фона — возможности выбрать не было, а кому-то попался фрагмент лица героини. На начальной стадии все лоты стоили одинаково, а вот при перепродаже части с лицом могут стоить дороже — кто-то заработает.

– Как вы определяете, что покупать? Надо покупать то, что нравится, или то, что будет выгодно?

– Есть разные подходы. Один человек покупает с точки зрения инвестиций, пытается угадать, будет ли это расти в цене. Другой приобретает то, что нравится. Идеальный вариант — когда эти подходы совпадают. Это то же самое, что в обычном художественном мире. Коллекционеры выбирают ценное для себя и то, что будет расти в цене.

Коллекция Bored Ape Yacht Club, компания Yuga Labs
Коллекция Bored Ape Yacht Club, компания Yuga Labs

– Кто покупает NFT?

– Люди из блокчейн-сообщества, из мира криптовалют. Им не надо объяснять ценность цифровых артефактов, они уже поменяли своё сознание. Именно они были первыми коллекционерами.

Коллекционеры NFT, из личного архива Г. Шопника
Коллекционеры NFT, из личного архива Г. Шопника

Мне, несмотря на то, что я давно занимаюсь криптовалютами, тоже нужно было время, чтобы понять ценность цифровой картины без физического существования. Осознание этого не приходит за один день.

– Как стать покупателем NFT?

– Нужно завести криптокошелёк и зайти на одну из NFT-площадок. Можно выбрать произведение на любой вкус и цвет, по карману. Например, на OpenSea есть NFT по цене от 0,1 эфира. За пол-эфира вы купите работу начинающего художника. Цена в долларовом эквиваленте зависит от курса.

Crossroad, художник Beeple
Crossroad, художник Beeple

Можно также купить копию от знаменитого дорогого художника. Цена копии ниже, соответственно, порог входа тоже более низкий. В NFT можно выпускать тиражные работы с указанием числа копий.

При этом всё прозрачно: вы будете видеть число копий, за сколько каждая продавалась, когда, где находится, в какую коллекцию попала. В аналоговом арт-мире это непубличная информация, и художник может сделать много неучтённых копий. В блокчейне и NFT это невозможно.

– Другие люди могут пользоваться моим NFT? Я тоже могу скачать картинку, за которую вы заплатили тысячи долларов?

– Да, изображение можно скачать. Площадки иногда пытаются их защитить, но программист может легко получить оригинал. Некоторые площадки позволяют скачать его любому желающему. Есть и другой подход, когда выставляется только превью и лишь покупатель NFT получает ссылку на оригинал.

Что можно делать со скачанным изображением? Если повесить дома, никто не узнает о нарушении чьих-то прав. А если человек начнёт их печатать на футболках и продавать, то он нарушит коммерческие и авторские права. Если автор об этом узнает, то подаст в суд.

All time nigh in the city, автор xcopy
All time nigh in the city, автор xcopy

Юридическая сторона NFT — огромная тема. Многие считают, что, когда покупаешь NFT, получаешь права на произведение. Это не так. Юридически не передаётся ничего. Вы приобретаете токен, который привязан к изображению. А дальше всё зависит от того, что художник подразумевал под предметом продажи.

Автор является правообладателем. Также есть права на коммерческое и некоммерческое использование. Иногда это указывается в описании NFT. Это как публичная оферта. Иногда желательно даже подписать документы, чтобы знать, как я могу использовать своё приобретение. По умолчанию в NFT ничего такого не записано. В России всего несколько юристов разбираются в этой теме.

– Получается, я покупаю доступ к файлу, который, возможно, и так у всех есть?

– Именно так. Но вы — единственный владелец и можете это подтвердить. Например, «Джоконда» всем доступна, но хранится в Лувре. Здесь то же самое. Но трудно понять, зачем за это платить.

Есть созданная в 2017 году коллекция «Криптопанки». Некоторые лоты проданы за миллионы долларов. Это показатель статуса владельца в цифровом мире. Миллионеры и криптомиллионеры, особенно из Китая, очень этим интересуются. Мол, ты не миллионер, если не купил себе такого панка. На моду повлияла, в том числе, пандемия, когда все сидели по домам и не могли показывать автомобили и дорогие часы и на мероприятиях.

Коллекция «Криптопанки», компания Larva Labs
Коллекция «Криптопанки», компания Larva Labs

– NFT можно украсть или уничтожить?

– Можно украсть сам токен, как и криптовалюты. Это вопрос кибербезопасности. Токены хранятся в криптокошельках. Доступ к ним есть у владельца. Есть пароль. Если человек утратил пароль или программу криптокошелька, можно восстановить их при помощи секретной фразы — ключа доступа. Если человек потерял секретную фразу, то он никогда не получит доступ, и никто никогда не получит.

Секретную фразу обычно записывают в телефоне или хранят на бумажке. Там 12 английских слов, никак друг с другом не связанных. Если кому-то удалось эту фразу украсть или подсмотреть, он получит доступ к кошельку и сможет с него перевести все средства. То же касается NFT.

Как это пресекают, зависит от страны. В России с 1 января 2021 года вступил в силу закон о цифровых финансовых активах. Но он не определяет, что это имущество, то есть нет смысла заявлять в полицию о факте кражи. В этом году ждём поправки. Скорее всего, у нас это приравняют к обычным валютам.

Что касается уничтожения, есть понятие сжигания токена. Художник может выпустить NFT и уничтожить его. Он помечается в блокчейне как недействительный токен.

Это можно делать, чтобы повысить ценность оставшихся токенов из коллекции. Автор может сказать: всё, что не будет продано за месяц на аукционе, я сжигаю. Это даёт дополнительную ценность для покупателей, потому что уменьшается тираж.

– Как коллекционеру любоваться NFT-искусством?

– Можно поместить в электронную рамку, распечатать на холсте, носить в телефоне. Создатели некоторых NFT иногда сразу дают права на коммерческое использование при покупке NFT. Можно выпустить мерч, поместить на обложку альбома, если вы знаменитость.

Есть даже кулоны с маленькими экранчиками, где выводят «Криптопанков». Недавно один коллекционер заказал у «Тиффани» «Криптопанка» из драгоценных камней. Вышло очень круто. Каждый по-своему носится со своим NFT.

Фото Tiffany & Co
Фото Tiffany & Co

– Есть примеры интересных российских NFT?

– У нас был запрос на NFT для Ирины Хакамады. Фотограф сделал три видеофрагмента с её участием. Чтобы повысить ценность этих NFT, создали опцию, благодаря которой покупатель мог получить фотографию с автографом Хакамады. Самый дорогой NFT — тот, обладатель которого мог встретиться с Хакамадой. Это пример того, что ещё можно привязать к NFT. Можно придумать любую концепцию.

– Будут ли NFT признаны мировыми шедеврами через десятки лет?

– Некоторые говорят, что NFT — искусство. Я считаю, что не совсем. Это просто инструмент, в том числе для продвижения молодых художников. Обычно художник проделывает долгий путь, чтобы стать знаменитым.

Цифровое искусство существует десятки лет. С появлением NFT появился крипто-арт. Обладают ли, например, «Криптопанки» художественной ценностью — вопрос. Но коллекционной ценностью — несомненно.

NFT-коллаборация произведений 42 художников, которые объединил Артём Ткач

Будет ли крипто-арт иметь цену через 100 лет? Если сохранятся криптовалюты, то и эта штука будет иметь ценность. Я разговаривал с IT-командой Пушкинского музея. Задача музеев — сохранять предметы искусства, художественное наследие, будь то физическое искусство или цифровое. Они говорят, что наша задача так это сохранить, чтобы даже через 100 лет наши потомки на компьютерах будущего смогли это воссоздать.

– Насколько NFT — долгоиграющий тренд?

– С 2017 года по сей день на рынке NFT-искусства волнами то хайп, то затишье. Но рынок NFT — это не только искусство. Туда уже приходят бренды, крупные компании, соцсети, метавселенные. Adidas и Nike выпускают NFT в виде кроссовок в метавселенных.

Samsung проводит в метавселенных мероприятия и раздаёт мерч в NFT. В рынок метавселенных нет оснований не верить. Уже есть аналитика, оценка. NFT там будет использоваться как инструмент подтверждения права владения. Хотя бы поэтому можно с уверенностью утверждать: NFT с нами надолго.