Она мечтала, чтобы единственный сын стал священником и вкладывала много сил и денег в его образование. А он стал Иосифом Сталиным и превратил одну шестую часть суши в мощнейшее государство на планете. Бабушка Кеке до конца своих дней не понимала, какое место в иерархии новой власти занимает ее сын и единственное, о чем она жалела — что любимый Сосо так и не стал священником.
Дочь садовника, жена сапожника
О дате ее рождения не сохранилось точных сведений. Известно, что Кеке Геладзе родилась на излете существования крепостного права в семье крестьянина Глаха Геладзе, который ухаживал за садом богатого помещика. Она рано лишилась отца, а незадолго до совершеннолетия умерла и мать.
Но девочка вопреки нужде и отсутствию воспитания все же выучилась грамоте и в 18 лет вышла замуж за видного молодого человека — сапожника Виссариона (Бесо) Джугашвили. Был он трудягой, красавцем и без памяти влюбился в скромницу Кеке. Свадьба получилась по-грузински пышной и многолюдной. Уже меньше чем через год в семье появился первенец Михаил, который прожил всего лишь неделю. Второй ребенок родился 10 месяцев спустя. Его окрестили Георгием. И опять в семью пришло горе — младенца унесла корь. Поэтому третьего мальчика Кеке Джугашвили окружила настолько плотным коконом материнской любви и заботы, что в семье из-за этого начались проблемы.
Бесо Джугашвили стал пить, скандалить, но его жена словно не замечала этого. Главным для нее было здоровье малыша. А Сосо, подтверждая опасения, рос ребенком хилым и болезненным. Но к восьми годам он все же окреп и мать сделала первую попытку отдать его в школу. Попытка закончилась неудачей, так как обучение в духовном училище (а именно туда хотела определить сына Кеке) велось на русском языке, а мальчик его не знал от слова совсем.
К тому же стремление сделать из сына священника встретило яростное сопротивление Бесо. Он хотел, чтобы Сосо пошел по отцовским стопам и мечтал передать ему сапожную мастерскую (от которой, впрочем, стали отворачиваться клиенты из-за пьянства Бесо). Но тихая покорная Кеке неожиданно проявила твердость в выборе будущего для сына.
Пойдя на прямой конфликт с мужем, она отдала 9-летнего мальчика в соседскую семью с тем, чтобы он там научился русскому языку. И через год повторила попытку с поступлением в училище. Она увенчалась успехом — Сосо наконец-то зачислили в состав учеников. Но радость омрачил развал семьи. Собрав вещи и закрыв мастерскую, Бесо ушел из Гори в надежде, что вскоре голод и нужда заставит Кеке попросить его вернуться.
Зря рассчитывал. Маленькая хрупкая женщина, оставшись без средств к существованию, не опустила руки. Она работала на двух работах, берегла и экономила каждую копейку, лишь только хватило бы на обучение Сосо и на продукты.
Любовь идет рука об руку с тиранией. Сохранились сведения, что мать частенько поднимала руку на сына, выбивая из него дурь и заставляя учиться. И не просто впитывать знания, но и получать за них отличные оценки. В городе Гори в музее Иосифа Сталина рассказывают историю, что в один из последних приездов вождя на родину, он задал матери вопрос:
— Мама, зачем вы меня так сильно били?
— Вот потому ты такой хороший и вырос, — был ее ответ.
Не оправдавший надежд
Но это будет еще не скоро. А пока длилось обучение Сосо, его мать продолжала трудиться день и ночь, чтобы сын не знал ни в чем нужды. Кеке даже удалось скопить немного денег и открыть небольшую мастерскую по пошиву дамской одежды. В семье появились лишние деньги, которые Кеке заботливо откладывала для оплаты обучения Сосо в Тифлисской семинарии — следующей ступени духовного образования.
Но средства не пригодились. В 1894 году Иосиф поступил туда, как теперь принято говорить, на бюджетной основе. Как круглому отличнику, ему предоставили право обучаться бесплатно. Кеке гордилась — не зря она экономила каждую копеечку и обшивала богатых дам по ночам. Сын на верном пути и скоро станет священником.
Не стал. Из биографии Сталина мы знаем как сложилась его дальнейшая судьба. В семинарии он познакомился со своими будущими соратниками и с головой окунулся в революционную деятельность. С матерью стал видеться все реже и реже, а когда перебрался в Россию, и вовсе ограничил общение скупыми письмами. Писать их со временем Сталину было все сложнее и сложнее — грузинской письменностью он никогда хорошо не владел, а мама Кеке не знала русский язык.
Тем не менее Сталин всегда помнил о матери. В 1920 году он перевез ее из Гори в Тифлис и поселил в огромном дворце царского наместника на Кавказе. Кеке, которую к тому времени многие уважительно называли Екатериной Георгиевной, могла бы жить на широкую ногу, однако занимала всего одну комнатку и по свидетельству очевидцев, выходила оттуда лишь на прогулку в сад. Какую-либо помощь она отвергала категорически.
В 1931 году у нее взял интервью американский корреспондент Кникербокер, который для этого специально приехал в Тифлис. Екатерина Георгиевна сфотографировалась в национальном грузинском костюме и этот снимок облетел весь мир. С него на нас смотрит немолодая женщина с твердым волевым взглядом за стеклами старомодных очков.
Мама "царя"
Последний раз Сталин приехал к ней в октябре 1935-го. Тогда-то и произошел их знаменитый диалог, о котором впоследствии рассказал врач Кипшидзе, лечивший женщину. Она спросила:
— Иосиф, кто ты теперь будешь?
— Секретарь Центрального комитета ВКП(б), — ответил сын.
Но его мать плохо понимала что такое "секретарь ЦК", поэтому Сталин в ответ на недоуменный взгляд пояснил:
— Вы, мама, помните нашего царя?
— Как же, помню.
— Ну вот, я вроде царь.
На прощание она, обняв его, тихо сказала:
— А жаль, что ты так и не стал священником.
Она умерла от воспаления легких в июне 1937 года в возрасте 77 лет. Но занятый сын так и не нашел время приехать проститься с матерью. Он лишь прислал венок, велев подписать его по-грузински. Похоронили бабушку Кеке по религиозным канонам, только не в родном селе и даже не в Тифлисе, где она и встретила смерть. А в грузинской столице Тбилиси на горе Мтацминда в пантеоне выдающихся деятелей Грузии.
После ее смерти в вещах нашли 18 писем от Сосо. Коротких, написанных старательным почерком почти печатными грузинскими буквами. Наполненных теплотой и благодарностью к той женщине, которая положила все силы, чтобы вырастить из сына достойного человека.
О матерях советских партийных лидеров история знает немного. Гораздо лучше известна судьба их вторых половинок, которые за редким исключением пережили своих звездных супругов 👇:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: hrono.ru; aif.ru; thevoicemag.ru; ru.wikipedia.org)