В Барнауле в очередной раз заговорили о необходимости создания собственного бренда, который отражал бы уникальный образ города. С таким запросом вновь выступили власти, в связи с чем мэр Вячеслав Франк обсудил возможные варианты брендирования с экспертами из разных сфер, сообщил «Толк». Их отправной точкой стал поиск самобытности, которая, по мнению некоторых спикеров, заключается в уютности и камерности, хороших условиях для создания семьи, сереброплавильном заводе, инженерии, туризме, парках.
15 марта состоялось обсуждение темы, которая для барнаульских властей уже стала притчей во языцех, – формирование бренда города. В дискуссии принял участие глава Вячеслав Франк и представители разных сфер деятельности. Мэрия решила возродить идею создания некоего образа, которую начали муссировать еще более 10 лет назад. Теперь этот вопрос стал более актуальным и значимым в преддверии 300-летнего юбилея Барнаула, который наступит в 2030 году, считают в мэрии.
Многие участники дискуссии с энтузиазмом восприняли клич администрации о брендировании города, но заметили, что вопрос не так прост, как может показаться на первый взгляд. Речь идет не только о каком-то логотипе и визуальной айдентике, но и об абстрактном ассоциативном образе. В связи с этим пространные размышления и предложения присутствующих уходили в область поиска самобытности и самоопределения Барнаула.
Руководитель брендингового агентства «Два слова» Данил Снитко отметил, что бренд – это «сложная материя». «Это не просто логотип. Это то, что возникает в голове у людей, когда они слышат «Барнаул». Бренд – не только что-то конкретное, это попытка создать чувства у людей про город», - сказал он.
Участники дискуссии согласились, что бренд города нельзя насадить сверху, и он должен появиться естественный образом. «Можно искусственно изобретать все что угодно, но оно не приживется», - обратил внимание Вячеслав Франк. «Бренд должен формироваться снизу, стихийно, чтобы люди хотели использовать и поддерживать его, чтобы, как в Нью-Йорке в 1980-е, сами хотели носить футболки с I love NY», - добавил Снитко.
Как отметила руководительница школы рисования Татьяна Ширбидова, бренды городов и стран формируются из вещей высокого уровня качества, например, вина, сыра, архитектуры. «Просто сказать «давайте выберем здание, и все его должны полюбить, потому что мы заявили, что это бренд» невозможно. Это так не работает. Нужно выбирать, а что у нас в городе потенциально может стать самым сильным в России, ради чего сюда стоит ехать издалека», - считает она.
Архитектор Александр Деринг сказал, что сейчас у Барнаула нет разработок архитектурного или дизайн-кода, из которых можно было бы сделать логотип. По его мнению, бренд должен быть понятен и горожанам и гостям, а с другой стороны, нести в себе много смыслов, цветовых, исторических, архитектурных и других кодов. Чтобы их определить, нужно вычленить главное для города, полагает эксперт.
В связи с этим участники встречи высказали свои соображения о том, каким им видится образ Барнаула. К примеру, по мнению Татьяны Ширбидовой, это город «экономкласса» для тех, кто работает удаленно, но зарабатывает не очень много для проживания в столицах. «Я занимаюсь онлайн-уроками. Мне нет разницы, в каком городе жить. И я выбрала Барнаул, хотя пробовала работать в Питере и Москве. Для удаленной работы Барнаул – очень комфортный город. Я экономлю на времени перемещения, себестоимости проживания, производстве контента. В той же Москве я буду иметь примерно те же доходы, но при больших бытовых затратах. Я считаю, это возможная точка роста – превратить Барнаул в город, комфортный для проживания тех, кто работает удаленно, записывает курсы, тренинги – для инфоцыган (люди, продающие якобы обучающую информацию в виде книг, тренингов, лекций и курсов, не несущую реальной ценности – прим. ред. ИА «Банкфакс»)», - предложила руководительница школы рисования.
Некоторые присутствующие с ней согласились, что Барнаул – «это про камерность, домашнюю обстановку» и отзывчивых людей. Художница и мастер стрит-арта Анастасия Петренко добавила, что «это классный город для создания семьи».
Руководитель спортшколы Yolochka Иван Крюков полагает, что Барнаул может ассоциироваться со здоровым образом жизни: «Где еще через весь город идет лес? Это наше огромное преимущество. Вот есть Ханты-Мансийск, где посреди города гора стоит. Они из этой горы сделали бренд: построили горнолыжку, один из лучших в мире биатлонных центров – в обычном болотном месте. А у нас есть лес. Еще есть трасса здоровья, серьезными темпами развивается инфраструктура велодорожек. Барнаул – город здоровья. Людям понятна эта ценность – комфорта, здорового образа жизни».
Александр Деринг дополнил, что в эту же концепцию вписывается начавшееся развитие городских парков и зеленых зон. Совладелец кофейни «Йель» Евгений Юрчук также сказал, что парковая культура может стать основой для привлечения туристов, которые пока в Барнауле не задерживаются. В связи с этим можно акцентировать внимание на организации досуга, считает он.
Предпринимательница, автор брендов «Шишка» и «Алтай-традиция» Анна Поломошнова предположила, что следует сделать ставку на историчность: «У горожан низкая осведомленность об их истории, а на самом деле это предмет гордости – быть потомком инженеров. А когда ты чувствуешь историю под ногами, то понимаешь, что тебе хочется себя ассоциировать с этим городом». С ее слов, одним из символов Барнаула может стать сереброплавильный завод, который сейчас горожане называют «Спичка», с которого началась история города. Некоторые с ней согласились. Архитектор Иван Быков отметил, что «Спичку» можно сравнить с ролью кремлей, с которых начинали развиваться города центральной части России.
Графический дизайнер Алексей Шелепов предложил сделать одним из оснований для формирования бренда инженерную историю города. «Она апеллирует и к образованию, и к технологиям. В этом контексте можно вспомнить не только сереброплавильный завод, но и Калашникова, и все эвакуированные во время войны заводы. Какая идея из этого может вырасти? Например, просто в качестве предложения, можно воссоздать паровую машину Ползунова в натуральную величину – классный, интересный арт-объект», - высказал идею Шелепов.
В качестве возможного способа формирования смыслов и их визуального воплощения также обсуждался стрит-арт. «Через стрит-арт мы можем показать, что Барнаул – город для комфортной жизни, любви, создания семьи, занятий спортом и т. д. Можно объединить большое число смыслов через визуальные образы. И это может стать точкой привлечения туристов, визитной карточкой города. Условно нарисовали мы лису – и в народе пойдет «встретимся у лисы», – объяснила Анастасия Петренко. Мэр Барнаула пообещал подумать над этим. По его словам, художникам могут разрешить расписать несколько зданий после проработки идей и смыслов.
Резюмируя итоги встречи, Вячеслав Франк сказал, что в мэрии обсудят возможность создания дирекции или другой экспертной группы по координированию работы брендирования города. «Такие вещи в одиночку никто не решит и не вытащит, в том числе и финансово. Думаю, что и бюджет должен будет поучаствовать, и различный бизнес», - подытожил градоначальник.
Напомним, что формирование бренда Барнаула активно начали обсуждать в 2011 году. Он должен был отражать привлекательность города как туристического центра. Тогда эксперты также говорили об исторический и культурной идентичности, упоминали необходимость восстановления «Спички». После этого начались шаги в сторону возрождения и осовременивания территории сереброплавильного завода, но в последние три года этот процесс застопорился. Интересно, что в 2012 году мэрия также заключала контракт на брендирование стоимостью 300 тысяч рублей. Он должен был появиться к концу того же года, но наработки фирмы заказчика не устроили, в связи с чем договор расторгли без оплаты.