Найти в Дзене

Мальборк. Самый большой кирпичный замок в мире. Путешествие-2018 через Белоруссию в Польшу. Часть 36

...Возвращаемся обратно.

На «наш» берег. То бишь на тот, с которого пришли.

Берег наш!

Продолжаем «вкушать» польскую атмосферу и архитектуру.

-2

«…но кушать хочется всегда».

Однако ничего не поделаешь. После соприкосновения с прекрасным и приобщения к стенам Мальборкского замка вновь утвердились-укрепились в мысли, что все рестораны закончили свой трудовой оплачиваемый день. Один приличный, найденный работающим, и тот оказался переполненным (и туда мы, разумеется, не попали).

Пришлось пригорюниться и поневоле соприкоснуться с Макдональдсом. К нему же и приобщиться. Пошли ужинать в МакДак — не ложиться же спать с пустым брюхом! (Кто бы мог предположить, что пройдёт 4 года, и Макдональдс покинет Россию! — сочти бы сумасшедшим).

Делюсь впечатлениями в фейсбуке.

— Так это же Польша! — из далёкого российского далека успокаивает нас в соцсети Ирина Алёхина. — Мы тоже попали. Но нам портье помог, отель был хороший...

Правда, в чём ей (им) помог портье, я не совсем понял. Возможно (но маловероятно), что накормил Ирину хлебом (сразу семью хлебами). Ну, или указал некий путь к месту, где всех жаждущих и страждущих насыщают круглосуточно.

…МакДак — заведение на все случаи жизни.

Внутри помещения сидеть не захотели, посему пищу с канцерогенами поглощали перед «рестораном» на свежем воздухе. Городская площадь была прямо перед глазами и вся заполнена людьми.

Со столика на улице были видны/слышны и плеск воды, и светомузыка фонтана! В воздухе игрались, шумя, водяные струи — танцевали в такт мелодиям. Яркие в разных комбинациях цвета, плавно «перетекающие» друг в друга: синий, лазоревый, розовый, красный, сиреневый, зелёный, салатовый. Зрелищный эффект.

До костей пробирало «Амено»/«Разгадай» авторства Эрика Леви и Гая Протеро. Музыка потрясающая, даже без понимания слов.

Dori me
Interimo adapare dori me
Ameno ameno latire
Latiremo
Dori me

Ameno
Omenare imperavi ameno
Dimere dimere matiro
Matiremo
Ameno

Omenare imperavi emulari Ameno
Omenare imperavi emulari

Перевод я потом подсмотрел во Всемирной паутине. Или же это псевдоперевод, ибо распространено мнение, что текст песни лишь имитирует латынь, но реального смысла в себе не несёт. Мой уровень знания латыни ограничивается тремя десятками древнеримских пословиц и не позволяет мне определить, «воображаемый» это язык, как говорят профессионалы, или реальный (хотя экзамен по латыни на филфаке я некогда и «сдавал»; и не просто сдавал, а сдал на «отлично»).

Возьми меня туда,
поглощай, бери меня.
Разгадай, разгадай, спрячь,
спрячь себя,
возьми меня.

Разгадай
тайные знаки, разгадай.
Скажи мне, скажи мне:
война подобна мучениям духа?
Разгадай...

Повторяй тайные знаки, разгадай их...
Повторяй тайные знаки

…Но вернёмся к фонтану, а то зациклился на песне.

Во Всемирной паутине прочитал, что вода, чтобы удовлетворить интерес взыскательной, но благодарной публики, бьёт наружу аж из пяти десятков форсунок фонтана. Впрочем, эка невидаль при нынешней продвинутости и технологичности жизни! Могла бы и из десяти десятков бить — от неё не убыло бы, а форсункам и всему фонтану даже прибыло бы.

***

После заполнения желудков нездоровой пищей переместились с женой на саму площадь. Это вроде как «сердце города» (если на минуту забыть про замок). Тут, как пишут, в путеводителях, «проходят многочисленные показы, шествия, представления уличных театров, ярмарки». Но, видимо, уже без нас всё это успело пройти и завершиться. Кроме фонтана, светомузыки и множества праздных сидящих на лавочках, стоящих и бродящих туда-сюда людей, мы ничего «многочисленного» вокруг не застали. Фенита ля комедия?

Где-то тут же, неподалёку, на пешеходной аллее в 2010 году был открыт «трёх-с-половиной-метровый» бронзовый памятник королю-везунчику Казимиру IV Ягеллончику, в период правления которого рыцари-тевтонцы окончательно потеряли и замок, и город. А польский монарх как новый владелец торжественно-триумфально въехал в Мальборк на коне. Так и хочется «для красного словца» добавить: на белом. Однако расцветки жеребца не знаю. Как ни рылся в инетах, нигде этой красочной подробности/прекрасного бантика не нашёл. Видимо, почил цвет коня в исторической бозе безвозвратно. Поэтому спокойно можно добавлять без боязни опровержения: на белом! Уверен почему-то также, что имя у жеребца было не Инцитат и не Буцефал.

Свыше трёхсот лет длилась потом «польская эпоха» Мальборка, пока в результате трёх разделов Речи Посполитой замок снова на время, пусть и длительное, не отошёл к немцам.

Кхе-кхе, но надо честно признаться, мы памятника не увидели. Скорее даже, просто не обратили на него внимания — темно было.

…И последний штрих на сегодняшний вечер, плавно перешедший в ночь. Уже на пути «домой» (отель после прогулки и ужина — словно дом родной!) наткнулись на макет замка. Этот был так здорово подсвечен, что рассмотреть его можно было детально и со всех сторон (в отличие от оригинала, освещённого «кусочно», «мозаично»).

-3

***

Слегка углубляясь в историю…

Вообще-то Мальборкский замок — это изначально Мариенбург, бывшая резиденция великих магистров Тевтонского ордена. Пока в 1456 году замок не перешёл к польской короне, поуправлять отсюда орденом успели пятнадцать магистров (перечислять их не стану, чтобы не утомлять читателя плохо читаемыми и незнакомыми басурманскими именами).

То есть полтора столетия (с начала XIV по середину XV века) крепость как резиденция магистров принадлежала немцам-крестоносцам. Однако заложена твердыня была ещё на три десятка лет раньше, чем стала их резиденцией — во второй половине века тринадцатого. Как я уже писал, заложена в честь Девы Марии.

Возводился замок мучительно долго, в несколько этапов, «кусками», но методично, системно, с расчётом если не на вечность, то на века (прошу прощения за игру слов). Или же, с учётом куцых тогдашних технологий и в сравнении с тем, как в те же времена строилось многое другое, напротив, довольно быстро.

Сначала было отстроено северное крыло с каплицей (помещение для алтаря, молитв и богослужений), с капитулом (залом для собраний) и… с кое-каким жильём (спать-то где-то надо было — не вечно же под открытым небом ночи проводить). Затем — западное с комнатой, где жил начальник комтурства (административной единицы в составе ордена), и, говоря современным языком, со столовой.

И только потом руки строителей добрались и до южного с восточным крыльев. Конечно, в разные периоды стройки это были руки разных строителей, в том числе подневольных. Важно другое — не крюки (в смысле: руки не крюки).

В этих крыльях разместилось «кладбище» (склепы), мастерские и конюшни.

Потомками (историками?) даже подсчитано точное число кирпича и черепицы, использованных, например, за три первых года строительства: почти четыре с половиной миллиона единиц, уж не буду утомлять читателя более точной цифрой. Впрочем, вряд ли бы это смогли подсчитать потомки, если бы не немецкая педантичность и аккуратность: каждый камень строителями заносился в анналы и на скрижали истории (в отличие от цвета коня польского короля, въехавшего в Мальборк — поулыбаемся вместе?)

И когда все эти «строительные манипуляции» были проделаны, тут-то в него и въехал главный начальник «конторы Никанора». Про «Никанора» — шутка, а что въехал — то всерьёз. На самом деле въехал. Для него, этого начальника, собственно говоря, замок изначально и замышлялся/подготавливался/возводился. Случилось сие событие в 1309 году — именно тогда под «сень» этих стен впервые вселился великий магистр Тевтонского ордена Карл фон Трир. Аж из Венеции переехал вместе с кучей сопровождающей его «монашеской братии». «Шило на мыло» поменял? Лично я бы, живя в тёплой и солнечной Венеции, сюда ни за какие коврижки не стал бы перебираться (собственную давнишнюю поездку в Италию и Венецию помню, как сейчас — лепота! пальчики оближешь! — много средиземноморской воды, тепло, светло и мухи не кусают).

Но своя рука (для магистра) — владыка! Потому он и перебрался, чтобы выстроить на новом месте и свою жизнь, и жизнь «конторы».

Надо признать, что в смене «головного офиса» точно был по крайней мере один плюс. Вряд ли бы Венеция стала столицей Тевтонского ордена как отдельного суверенного государства. В Венеции своих начальников и претендентов хватало. А вот замок Мариенбург столицей-резиденцией стал.

Сегодня твердыня позиционируется как «крупнейший средневековый кирпичный замок в мире, один из эталонов кирпичной готики, памятник истории и Всемирного наследия человечества».

***

Стоило большому начальству прибыть в свою новую «обитель», как пошла писать/плясать губерния. Резиденция великих магистров разместилась в Среднем замке.

Известно, что любое начальство шлейфом влечёт за собой большое количество челяди. Потому в Высоком замке стало больше жилых помещений. Капитул тоже въехал. Жизненное пространство костёла Святой Девы Марии расширилось на восток. На восточном фасаде появилась статуя Святой Девы с младенцем Иисусом, уничтоженная в 1945 году, а потом восстановленная (или же заново изготовленная – тут кому как больше нравится). Не только на восток, но и в недра земли – в костёле обустроили каплицу святой Анны для складирования будущего праха великих магистров.

Новое государство – новые войны. Много войн.

Советским школьникам наиболее известна Грюнвальдская битва (финальная битва войны Королевства Польского и Великого княжества Литовского с Тевтонским орденом, 1409–1411 гг). В тот период Мальборкский замок осаждался польским королём Владиславом II Ягелло (ранее великий князь литовский, ставший польским монархом). Это были уже не лучшие времена для Ордена. Нельзя сказать, что осада была долгой – всего два месяца. Но тяжёлой для тевтонов была точно. Замок взят не был, однако город Мариенбург по сути оказался в руинах.

«Музыка играла» ещё несколько десятков лет (тут мне очень хотелось написать «недолго музыка играла», ан нет! играла ещё немало!) В 1456 году великий магистр Людвиг фон Эрлихсхаузен/Ludwig von Erlichshausen передал ранее заложенный замок наёмникам из Богемии (платить им было уже нечем, обнищал Орден), а сам перебрался в Кёнигсберг.

С 1457 года (небольшой отрезок Тринадцатилетней войны между поляками тевтонцами: 1454–1466) поляки осаждали Мальборк. И тогда новые владельцы, чтоб не мучиться с беспокойной собственностью, перепродали его польскому королю Казимиру IV. Торг был неуместен, хотя… может, и поторговались. Польскому королю пришлось раскошелиться – честь по чести. 190 тысяч флоренов – как с куста. Купить оказалось проще, чем отвоевать силой оружия – меньше хлопот.

И польский монарх, как античный триумфатор, торжественно въехал в Мальборк.

Итак, замок стал польским. И не просто польским, а резиденцией польских королей вплоть до 1772 года. Ну, пусть одной из резиденций. Дворец великих магистров стал дворцом польского монарха. В Большой трапезной стали проходить королевские приёмы.

В первой половине XVII века в замке появились иезуиты, перестроившие его «внутренности» в стиле барокко. Не прошло и десяти лет после появления там иезуитов, как в замок заявилась шведская армия во главе с их королём. Как пишут, после шведского нашествия замок пришёл в упадок. Хищником оказался (впрочем, как и все предыдущие хозяева).

В период наполеоновских войн замок использовался почти по своему функциональному назначению: тут размещались арсенал и солдатские казармы.

После раздела Речи Посполитой замок стоял разрушенным, но на «романтические руины обратил внимание прусский архитектор Давид Жилли, который вместе с сыном Фридрихом опубликовал их зарисовки. Берлинские любители готики собрали средства на реконструкцию замка, которая и была начата в 1816 году».

И совсем неприятный момент: в период гитлеровской Германии замок являлся местом «ежегодного паломничества членов Гитлерюгенда и Союза немецких девушек» и «служил прообразом орденских замков, созданных при нацистах».

…Ну, теперь спать! Завтра при дневном свете будем с женой осматривать всё то же самое снаружи. Но будет и «новое» для осмотра — внутренности замка — их мы пока не видели.

Продолжение следует.

НАЧАЛО ТУТ
ЧАСТЬ 1
ЧАСТЬ 2
ЧАСТЬ 3
ЧАСТЬ 4
ЧАСТЬ 5
ЧАСТЬ 6
ЧАСТЬ 7
ЧАСТЬ 8
ЧАСТЬ 9
ЧАСТЬ 10
ЧАСТЬ 11
ЧАСТЬ 12
ЧАСТЬ 13
ЧАСТЬ 14
ЧАСТЬ 15
ЧАСТЬ 16
ЧАСТЬ 17
ЧАСТЬ 18
ЧАСТЬ 19
ЧАСТЬ 20
ЧАСТЬ 21
ЧАСТЬ 22
ЧАСТЬ 23
ЧАСТЬ 24
ЧАСТЬ 25
ЧАСТЬ 26
ЧАСТЬ 27
ЧАСТЬ 28
ЧАСТЬ 29
ЧАСТЬ 30
ЧАСТЬ 31
ЧАСТЬ 32
ЧАСТЬ 33
ЧАСТЬ 34
ЧАСТЬ 35