Всенародно любимый ведущий программы «Пока / Когда все дома» рассказал о своих открытиях в Крыму, о том, что происходило за кадром, какие изобретения «очумельцев» ушли в народ и почему ходит в гости со своими тапками…
- Конечно же, в Крыму я бывал не раз и раньше, до работы на телевидении, - рассказывает телеведущий. - Считаю, что это одно из самых красивых мест мира. Мне запомнилась особенно одна чудесная командировка, когда я работал над передачей «С утра пораньше». Мы приехали в Крым, чтобы снять клип на детскую песню о морском чудовище Несси. Чудовища не нашли, вместо него купили живого поросенка, он купался в море, а мы его снимали. Он у нас загорел - они, оказывается, загорают, а потом убежал в горы, его дикари видели. Думаю, он до сих пор жив. Еще помню, как снимали здесь сюжет на археологическую тему. Когда мы приехали на раскопки, археологи ждали, что я начну задавать какие-то вопросы о цифрах, а я вместо этого спросил: если бы нашли старинный склад вина, неужели все бутылки сдали бы в музей, не попробовав? Нет, говорят, одну бы себе оставили. Настоящие археологи!
- Как вас затянуло в телевизионный омут, ведь учеба в техническом вузе этого не предполагала?
- Это судьба. Шанс дается каждому - главное его не упустить. Да, я никак не был связан с телевидением, родители мои - не москвичи, никаких нужных связей у них не было. В школе я учился плохо, потому что мне был интересен мир вокруг: мы с ребятами во дворе собирали музыкальные коллективы, паяли электронную аппаратуру, мне не было дела до домашних заданий. После училища я все же решил взяться за ум… поступил в Московский энергетический институт. Но хотел бросить учебу, потому что мечтал писать сценарии и играть в КВН. Хорошо, что не бросил, потому что именно в этом вузе нашел приятеля, который и привел меня на телевидение. Познакомились мы с ним летом, в спортивном лагере под Алуштой. Он, как и я, работал вожатым, но учился на сценариста. Вместе мы стали писать сценарий для детской программы «С утра пораньше». Мы долго мучились, но, когда мы его принесли, нам сказали - берем! Решили, что ведущим буду я. И дальше начались съемки. А это что такое? Несколько дядек, у них камеры огромные, прожекторы, и я сижу и боюсь забыть текст, все думаю, что сейчас испорчу пленку, дубль. Одно дело беседовать с человеком, когда видишь его лицо и по тому, как он хмурится или улыбается, понимаешь, интересно ему или нет. И совсем другое, когда на тебя смотрит стекляшка. Я потом пересмотрел эти съемки: в кадре сидел не моргая, от волнения был как робот деревянный.
- С чего начинался проект «Пока все дома»?
- Меня пригласили снимать новую программу, которая бы была посвящена семье. Я стал думать над каким-то интересным названием, мне хотелось, чтобы оно было и с юмором, и со смыслом. Помню, как у меня на кухне висели длинные полосы бумаги и на них - написаны разные названия. Я ходил мимо и читал - то, которое меньше всех надоедало, оставалось - остальные убирал. И в какой-то момент мне пришло: программа идет в воскресенье, когда перед телевизором вся семья, когда - пока все дома. Когда и бабушки живы, и дедушки, пока разные поколения в семье живы. И пока все в порядке с головой - тоже хороший смысл. Получилось так, что название всем понравилось. И началась эта программа.
- С общением в гостях проблем не было?
- У меня сразу же начались эти сложности, потому что мне предстояло встречаться с известными артистами, которых я страшно стеснялся, не знал, о чем с ними разговаривать. Я стал заучивать вопросы - и это было большой ошибкой: если я какой-то из них забывал на съемке, то забывал обо всем. В какой-то момент я подумал, что не нужны мне эти вопросы, потому что, если просто внимательно и заинтересованно слушать собеседника, у него появляется вдохновение, он начинает рассказывать очень ярко, эмоционально, во всех подробностях, так, что интересно становится не только мне, но и зрителю.
- Как появилась рубрика «Очумелые ручки»?
- Когда программа «Пока все дома» создавалась, мне очень хотелось, чтобы ее смотрело как можно больше народу, но я понимал, что у зрителей разные вкусы: кому-то очень нравится о семье, а кому-то - не очень, но зато он любит животных (так родилась рубрика «Зверье мое»), а кому-то вообще по душе самоделки. Так была создана рубрика «Очумелые ручки» - очень умелые ручки. Дальше оставалось пригласить ведущего…
- И вы сразу подумали об Андрее Бахметьеве?
- К тому времени я давно был знаком с Бахметьевым, мы с ним в одном институте учились. Он такой всегда был задумчивый, жил под девизом «Самец ленивца гонится за самкой». На роль ведущего он долго не соглашался. Говорил, мол, меня студенты будут дразнить, обзывать. Я еле его уговорил, придумал ему табличку «Народный очумелец». И стали мы снимать. Сделали несколько серий, меня вдруг вызывают и говорят: ты это кого привел? Он же спит летаргическим сном! У него же юмора нет! А я и парирую: так в этом и есть юмор, что он такой вот медленный, такой невозмутимый, ну классический дуэт клоунов - один белый и несчастный Пьеро, а второй - рыжий и веселый Буратино, который все время его поддевает. Прошло еще несколько съемок, и Бахметьев стал всем нравиться. Мы начали собирать разные изобретения, многое придумывать сами - и «Очумелые ручки» пришли в народ - мы очень много видели потом в жизни вещей и приспособлений, которые когда-то показывали на экране.
- А где сейчас Бахметьев и что с этой рубрикой?
- А сейчас «Очумелые ручки» ушли на пенсию, потому что Андрей стал заниматься производством разных электронных игрушек, и у него не осталось времени на то, чтобы быть на съемках, но у нас в программе есть рубрика, которая направлена на то, чтобы у детей, у которых нет семей, они появились. Рубрике «У вас будет ребенок!» уже много лет. Телевидение должно приумножать количество добра, и теми возможностями, которые у нас есть, мы это делаем. Мы стараемся, чтобы в результате нашего труда что-то хорошее в жизни увеличилось. И результаты уже есть - своих папу и маму только через передачу очень много детей нашли. И мы будем продолжать этим заниматься.
- Кто вам выбирает адресатов, которых посещаете во время съемок программы?
- Ну, известных людей выбирают зрители, то есть если человек сумел вызвать к себе интерес своими делами и стал известен, то он уже нам интересен. При этом мы стараемся, чтобы люди, которые снимаются в семейной программе, все-таки были семейными. Вот это основные критерии, каких-то иных противопоказаний нет. Разве что чересчур эпатажных, скандальных звезд, тех, что прославились скандальными какими-то делами и заявлениями, тем самым сыскав себе дурную славу, мы стараемся не снимать.
- Остались у вас в списке звезды, у которых вам пока не удалось побывать в гостях, но очень бы хотелось?
- Конечно. Мне бы, например, очень хотелось сходить в гости к Андрею Мягкову - герою «Иронии судьбы». А еще к Балуеву, Башарову. Но те, для кого семья - это закрытая тема, не приглашают к себе журналистов. Да, есть, к сожалению, герои, которых мы пока не сняли, но надеюсь, что еще снимем. Кроме того, появляются новые имена, и это очень хорошо. Когда-то мы даже думали, что вот, дескать, кончатся все известные люди, что тогда будем делать? А потом сами же нашли ответ: уже прошло много лет, а для семейной жизни - это этап. Если даже каждые пять лет приходить к одному и тому же человеку в гости, то в его жизни за это время происходит столько событий, что хватит на две передачи. Сегодня, когда делают документальные фильмы, большинство, к сожалению, в память об актерах, ушедших из жизни, используют материалы нашей программы.