Российский бизнес, несмотря на международные санкции, постепенно восстанавливается. Хотя это восстановление еще не сильно заметно, некоторые отечественные предприятия ищут выход из сложившейся ситуации и уже даже нашли его.
Например, некоторые бренды договариваются с правительством Гонконга о ведении бизнеса через более дружественные юрисдикции, чем Североамериканские и Европейские страны. Китайская компания «Тяньши» намерена вложить в российские компании полмиллиона долларов и вывести их на международный рынок, несмотря на опасения большинства конгломератов «Поднебесной».
Многие специалисты надеются, что эти явления помогут отечественным компаниям выйти на международный рынок и занять там лидирующие позиции. Мало кто знает, но в некоторых отраслях, включая не только нефтегазовую и металлургическую, российские бренды уже давно занимают лидирующие позиции. Рассмотрим наиболее яркие примеры благополучного развития отечественных компаний.
Самые рентабельные производства в настоящее время
Хотя отечественные инновации демонстрируют прекрасные результаты во многих областях, наибольшее признание получили российские разработки в сфере программирования и технологий. Согласно отчету российского издания РБК, каждая третья компания в России, которая занимается программированием или техническими исследованиями, получает прибыль и удерживается на рынке более 5 лет.
Тяжмехпресс
Компания была основана в январе 2007 года и с тех пор стала мировым лидером в производстве тяжелых механических прессов, металлических деталей и оборудования для листоштамповочных и кузнечных цехов. Штаб-квартира организации расположена в Воронеже. В настоящее время компания работает с партнерами из 54 стран мира, включая таких автомобильных гигантов, как французские компании «Пежо» и «Рено», японские «Митсубиси» и «Тойота», а также индийскую компанию «Tata Motors».
Более половины всех патентов, связанных с уникальными горячестамповочными прессами, были зарегистрированы «Тяжмехпрессом». Несмотря на кризисное состояние международного рынка, компания продолжает поставлять комплектующие для отечественных автомобилей.
«ИРЭ-Полюс» — лазерные технологии
В 1991 году была создана компания «ИРЭ-Полюс» основателями В. Гапонцевым и А. Шестаковым. Сейчас она является лидером в производстве сверхмощных волоконных лазеров, обеспечивая более 80% рынка. Компания базируется в Фрязино, Московская область и занимается производством телекоммуникационного, медицинского оборудования и лазеров.
В настоящее время «ИРЭ-Полюс» является одним из трех столпов производственной базы американского гиганта IPG Photonics. Она сотрудничает с более чем 300 партнерами в Японии, США, Корее, на Дальнем и Ближнем Востоке. Ее выручка превысила 4,5 миллиарда рублей в 2012 году.
Продукция «ИРЭ-Полюс» — волоконные лазеры, является более экономичной, компактной и эффективной по сравнению с аналогами. Именно поэтому она остается востребованной на рынке на протяжении многих лет.
Promobot
Promobot начал свою работу в 2013 году, когда три студента Пермского политехнического университета создали робота-снегоуборщика. Когда им удалось продать его предпринимателю из Чехии, ребята были воодушевлены и решили основать свою собственную компанию. Компания была зарегистрирована в 2015 году в городе Пермь, учредителями были студент Олег Кивокурцев и его коллеги. В настоящее время Promobot сотрудничает с партнерами из 42 стран и является лидером в области робототехники в России, Северной и Восточной Европе. Она занимается разработкой и реализацией сервисных роботов в более чем десяти отраслях.
Общий оборот компании на 2020 год составил 203 550 000 рублей. Promobot разрабатывает роботов и роботизированные системы для медицинских учреждений, учёта посетителей, обеспечения коммунальных услуг и других потребностей.
Эйдос-медицина
Компания «Эйдос-медицина» была основана в 2012 году и зарегистрирована в Казани. Она занимается созданием роботов для обучения студентов и других медицинских нужд. Команда специалистов разрабатывает медицинские симуляторы для широкого спектра сфер деятельности. Невероятно, но японские ВУЗы заказывают симуляторы у «Эйдос-медицины» уже несколько лет. Кроме того, казанские специалисты взаимодействуют с партнерами из США, Южной Америки и Азии. В 2020 году компания была включена в тройку наиболее успешных медицинских компаний России.
ABBY
Компания ABBYY, имеющая офис в Москве, прославилась благодаря своему знаменитому мультиязычному электронному словарю «ABBY Lingo», который был создан российскими гражданами, возможно даже в советское время. В 1989 году студент Давин Ян после сдачи экзамена по французскому языку задумался о создании электронного словаря, который можно было бы использовать в быстром режиме. Он совместно с программистом Александром Москалевым разработал приложение в виде словаря, которое позволяло за секунду найти перевод любого слова. В 1990 году была создана компания, и первые копии продукта были распроданы уже зимой.
Получив выгоду от продажи первой разработки, ребята создали ещё один продукт – распознаватель текста ABBYY Fine Reader в 1993 году. Эта разработка позволяет редактировать PDF-документы и имеет мультиязычный интерфейс более чем на 190 языках мира.
Именно эти два продукта стали основой благополучия компании. В настоящее время они продолжают разрабатывать новые приложения, включая ряд программ для оптического распознавания текста. Согласно отчетам, в период с 2008 по 2019 годы выручка компании колебалась от 100 до 200 миллионов долларов в год. При этом компания развивается не только за рубежом, как это часто бывает с российскими компаниями, выходящими на международный рынок, но и в Москве.
Сейчас компания зарабатывает миллионы долларов, имеет офисы по всему миру, включая США, и обслуживает более 50 миллионов пользователей со всей планеты. По состоянию на 2019 год структура компании включает 1900 сотрудников, работающих в офисах в Германии, США и России. ABBYY продолжает заниматься разработкой приложений для оптического распознавания текста.
Заключение
За годы, прошедшие с распада СССР, российские компании смогли успешно заявить о себе на мировом рынке в разных сферах. Эта статья, однако, сосредоточилась на не самых популярных брендах, о которых мало пишут. Например, не было упомянуто антивирусное ПО от Kaspersky Lab, социальная сеть Telegram, социальная сеть ВК и разработки от Яндекса.
Учитывая постоянный интерес к российским продуктам за рубежом, можно с уверенностью сказать, что у российских компаний есть хорошие шансы на успех за границей. Несмотря на то, что последние события осложнили бизнес-отношения, важно начинать уже сейчас готовить проекты для выхода на международный рынок в будущем.