Автомобильные грузоперевозки Швеции имеют свои особенности, и поэтому местные бескапотные грузовики обладают довольно необычными конструктивными элементами.
Так в частности некоторые туристы, которые впервые посещают Швецию, при виде наиболее распространённых здесь магистральных тягачей Скания, задаются вопросом: а зачем водители ставят узкие решётки перед нижней частью лобового стекла?
Этот элемент местного грузового тюнинга необычен тем, что встречается он преимущественно в Швеции, а дальнобойщики из соседних стран почему-то его не используют.
И чтобы перейти к вопросу о назначении этих узких решёток, нужно начать с истории развития автомобильных грузоперевозок в Швеции. Так, из-за наличия большого количества лесов, шоссе и магистральные трассы пришлось прокладывать прямиком сквозь лесистую местность этой страны. И поэтому на дорогу частенько выбегалют лоси и прочие животные.
Если мы посмотрим на старые грузовики Скания ещё из 70-х и 80-х годов, то на этих архивных фото можно увидеть бескапотные грузовики, которые не только имеют уже упомянутую выше узкую решётку перед нижней частью лобового стекла, но и огромный кенгурятник.
Эта технология защиты грузовика была позаимствована у австралийских дальнобойщиков, которые ставили похожие силовые элементы для защиты от столкновения с кенгуру. Фактически это ни что иное как скотоотбрасыватель грузовика.
Вплоть до начала нулевых годов законодательство Швеции разрешало ставить дальнобойщикам такие силовые кенгурятники на свои грузовики, а потом они стали вне закона.
Так шведские законотворцы решили, что водители-дальнобойщики должны быть в равных условиях с другими участниками дорожного движения, такими как водители автобусов и легковых автомобилей. И эти огромные силовые каркасы после внесения поправок больше ставить было нельзя.
Свою лепту в отмену кенгурятников также внесли и защитники животных, которые посчитали, что такая вот незапланированная встреча лося или кабана с огромной стальной сварной конструкцией чересчур травмоопасна для животных. Пусть лучше пострадает кабина грузовика, чем дикое животное.
И поэтому если мы найдём какую-нибудь Сканию из начала нулевых годов, то скорее всего она будет последней, на которой мы можем увидеть огромный кенкурятних из стальных труб.
Теперь пришло время перейти непосредственно к узкой решётке перед нижней частью лобового стекла.
Как можно видеть, на современных Сканиях она есть. Она никуда не делась, и её установка по-прежнему в рамках закона. И если мы приглядимся более внимательно, то заметим ещё и специальный солнцезащитный козырёк перед верхней частью лобового стекла.
Так вот эта узкая решётка нужна для того, чтобы при столкновении с препятствием лобовое стекло грузовика не вылетело из своего проёма.
Не секрет, что современные лобовые стёкла - это триплекс: два слоя стекла, между которыми пластиковая прозрачная плёнка. Она не позволяет осколкам разлетаться.
Так вот в момент столкновения с препятствием, в том числе и с лосями, эти лобовые стёкла грузовиков частенько вылетают. А вместе с ними из кабины может вылететь следом и водитель. И чтобы этого не происходило, шведы решили ставить узкие решётки в нижнюю часть лобовых стёкол.
При этом верхняя часть лобового стекла отлично удерживается козырьком. Однако его одного недостаточно. Чтобы стекло не вылетало, должно быть ограждение ещё и снизу. Эти решётки хороши ещё и тем, что не препятствуют обзору вниз, в отличие от глухих козырьков.
Так что даже при сильном смятии радиаторной решётки кабины лобовое стекло никуда не вылетит, а водитель останется в кабине и не грохнется с большой высоты.
Некоторые дальнобойщики снимают штатные солнцезащитные козырьки с верхней части кабины и тоже ставят туда решётку, просто потому что это уже дело вкуса.
Что же касается других стран, то установка таких вот узких решёток перед лобовым стеклом там не прижилась. Отчасти это связано с жёстким законодательством на тюнинг грузовиков.