Найти тему
Культурный рассвет

Оскар 2023 - попытка возрождения популярной кинопремии

Про церемонию вручения Оскара 2023-го года не написал уже разве что ленивый и про главного триумфатора в лице «Всё, везде и сразу» - тоже. Ваш покорный слуга тоже смотрел награждение в прямом эфире, вернувшись к собственной давней традиции, прерванной в 2018-м году (когда основным фильмом стала «Форма воды»).

Почему в этом году я снова решил посмотреть церемонию? Потому что есть ощущение, будто американская академия постепенно меняет фокус.

На протяжении последних лет Оскар активно критиковали слева и справа за излишнюю любовь к политкорректному дискурсу. В реальности не всегда всё было столь плохо, как нам рассказывают наши друзья консерваторы, но такие фильмы как «Лунный свет» или «Форма воды» свою роль все-таки сыграли. Еще постепенно начало формироваться чувство (возможно субъективное), что Американская Киноакадемия отбирает ленты не очень острые, не слишком резонирующие с сознанием широкого зрителя.

Во всяком случае, рейтинги мероприятия наглядно показывали, что Оскар становится всё менее интересным: в 2021-м году был зафиксирован абсолютный минимум по охвату аудитории (9,85 миллиона зрителей в США).

Пока неизвестно, какие рейтинги показала вчерашняя трансляция, но подборка лент в целом оказалась более волнующей, отвечающей современной проблематике, чем в предыдущие годы.

Второй по числу наград стала новая экранизация романа Эриха Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен» - стоит ли говорить, что жестокий и мрачный фильм о Первой мировой, представляющий процесс войны в виде машины по планомерному уничтожению людей, сегодня выглядит на редкость актуально?

«Аргентина, 1985», номинировавшаяся на лучший иностранный фильм, касается серьезного вопроса народного суда над тираническим режимом (мы уже беседовали об аргентинском фильме незадолго до Нового года).

«Треугольник печали» старается, хоть и не слишком успешно, подвергнуть остракизму неолиберальную модель капитализма, заводящую общество в тупик. В «Банши Инишерина» мы слышим эхо гражданской войны, хотя действие вроде бы практически никак ее не касается. И даже в развлекательном

«Всё, везде и сразу» просматривается горечь простого человека, расставшегося с мечтами и счастьем в бесконечных попытках выжить в условиях современного мира – если бы не было дано этих изначальных обстоятельств, то все неординарные множественные реальности не играли бы так ярко.

-2

Скептик, наверняка, напомнит, что помимо перечисленных лент в гонке участвовали еще «Топ Ган: Меверик», «Фабельманы» или «Элвис», не имеющие отношения ни к чему острому или социальному. Вынужден согласиться. Поэтому интересно будет посмотреть, сохранится ли тенденция к церемонии 2024-го года или же я просто принимаю желаемое за действительное.

Тем не менее, будем держать в уме, что академики Оскара берут номинантов не из глубин своего духа, а выбирают их из появляющихся произведений. Значит, ход и за кинематографистами.

_________________

Поддержите наши публикации своим лайком 👍 и подписывайтесь на канал. И обязательно делитесь своим мнением в комментариях! 💬 Впереди еще много интересных и актуальных материалов из мира кино и литературы!