«В Крыму за эти девять лет активизировались кораблестроители. Некоторые получили гранты от России, но главное – они получили гарантированный рынок сбыта и заработали. То же самое, надеюсь, будет происходить и в новых регионах», – рассказал газете ВЗГЛЯД сенатор Сергей Цеков, комментируя годовщину воссоединения Крыма с Россией. По его мнению, отработанные на полуострове практики станут моделью для Запорожья, Херсона и Донбасса.
«Хочу поздравить крымчан, севастопольцев, всех граждан нашей страны с наступающим Днем воссоединения Крыма с Россией», – заявил в пятницу президент Владимир Путин, открывая совещание по вопросам социально-экономического развития полуострова. Президент подчеркнул, что девять лет назад крымчане и севастопольцы сделали однозначный и окончательный исторический выбор – вновь и навсегда стать частью «единой, большой страны».
За минувшие девять лет полуостров удалось полностью обеспечить газом, водой и электроэнергией, рассказал на совещании вице-премьер Марат Хуснуллин. В 2024 году планируется завершить строительство автодорожного кольца вокруг Азовского моря, добавил он. Глава Крыма Сергей Аксенов в свою очередь отметил, что полностью обеспечить полуостров водой помогло освобождение в ходе СВО Северо-Крымского канала.
«Благодаря вашим решениям Северо-Крымский канал сегодня в принципе снял необходимость строительства опреснительных установок. Водоснабжение Крыма обеспечено в полном объеме», – сказал Аксенов, добавив, что за девять лет в Крыму построены 1,6 тыс. км сетей водоснабжения.
Путин отметил, что в Крыму за прошедшие годы введены в эксплуатацию сотни важных объектов, в том числе опорные, узловые с точки зрения развития всей транспортной инфраструктуры. «Имею в виду Симферопольский аэропорт, современную трассу «Таврида», конечно же, Крымский мост. Его восстановление после террористической атаки продолжается, и уверен, эта работа будет завершена в срок», – приводятся слова Путина на сайте Кремля.
«В Республике Крым реализуется более 250 инвестпроектов с общим объемом инвестиций почти 450 млрд рублей. В Севастополе – еще около 100 проектов на общую сумму более 217 млрд рублей», – объявил глава государства.
В качестве одной из проблем, которую пока не удалось решить, Путин назвал разницу в доходах жителей Крыма и Севастополя и жителей других регионов РФ, в том числе прилегающих. Глава государства назвал этот вопрос самым важным. «Разрыв этот есть, это болезненно для крымчан и севастопольцев», – подчеркнул Путин. «Надо постоянно думать об этом и стремиться к тому, чтобы эти разрывы ликвидировать», – обратился он к главе Минэкономразвития Максиму Решетникову.
18 марта 2014 года Путин, главы правительства и парламента Крыма Сергей Аксенов и Владимир Константинов, глава Севастополя Алексей Чалый заключили Договор о принятии в РФ Республики Крым и образовании в составе РФ новых субъектов. Украина, США, Евросоюз не признали независимость Крыма и воссоединение его с Россией, напоминает ТАСС.
О том, как за девять лет изменился полуостров и о том, в какой степени Крым может стать образцом для интеграции в Россию других бывших украинских регионов, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказывает член Совета Федерации от крымского парламента Сергей Цеков.
Сергей Цеков. Фото Сергей Мальгавко/ТАСС
ВЗГЛЯД: Сергей Павлович, на совещании напомнили, что на полуострове обновилось все, что связано с транспортом, – аэропорт, железные дороги, построены новые автотрассы. А что еще изменилось?
Сергей Цеков: Школы. Что касается материальной базы, то ситуация российская и украинская – это небо и земля. Школы теперь ремонтируются каждый год, ремонт идет всеобъемлющий. До 2014 года примерно 30% школ в Крыму стояли с протекающими крышами. Такое же количество было вообще лишено пищеблоков. Внутри зданий не было туалетов, детям приходилось ходить в уличные. Не было спортзалов и так далее.
Раньше в школу привезешь в подарок один баскетбольный мяч – и там уйма радости. А сейчас все школы полностью обеспечены спортивным инвентарем. Изменения разительные! Практически везде сделаны туалеты внутри школ, крыши заделаны, окна, которые свистели от малейшего ветра, заменены. Пищеблоки все тоже заменены. В школах появились компьютеры, интерактивные доски и другое современное оборудование. Горячее питание для школьников в украинское время было в мизерном размере. Сейчас более 90% обеспечено горячим питанием.
Зарплаты работникам сферы образования, насколько я знаю, тоже теперь в два-три раза выше, чем на Украине. Я и раньше много ездил и езжу по районам Крыма, я ведь был народным депутатом еще в начале 1990-х. И я теперь не слышу жалоб на зарплату учителей, которые звучали в тех же самых городах и поселках до 2014 года. Преподаватели считают, что зарплата нормальная, достойная. Хотя, конечно, всегда хочется больше.
ВЗГЛЯД: Сразу после воссоединения в Крыму царила эйфория. Но потом, примерно через год, у вас, говорят, резко выросли цены. Некоторые крымчане тогда стали ворчать, что «при Украине было лучше».
С.Ц.: Радость от воссоединения сохраняется и сегодня. Люди видят, что творится на Украине, сравнивают с нынешней жизнью в Крыму, и еще раз убеждаются: выбор 2014 года был правильным.
Что касается цен, то в какой-то период вроде как они действительно были выше, чем на Украине. Но учтите: на Украине не только пенсии, но и зарплаты вообще очень низкие, а ведь нельзя продавать товары дорого, если покупательная способность населения низкая. Так диктуют законы рынка. Со временем, постепенно и в Крыму цены с соседним Краснодарским краем сравнялись, а если сопоставлять с Москвой, то у нас и вовсе дешевле.
Так что никаких особых сожалений у подавляющего большинства крымчан нет. Что, дескать, остались бы мы на Украине, жизнь была бы лучше? Понятно, что нет. Допустим, какие-то продукты на Украине даже и сегодня дешевле, но качество жизни в России выше. А ведь наша повседневная жизнь зависит не только от цен на еду, но и от множества других факторов. Тот же транспорт, школы и так далее.
ВЗГЛЯД: Если быть объективным, социальная сфера Украины была хоть чем-то лучше? Вот сейчас новые регионы – Донбасс, Херсон и Запорожье – переходят на российский лад. Стоит ли им что-то оставить из украинского опыта?
С.Ц.: С точки зрения реальных сумм выплат все было на порядок ниже, и так и осталось до сих пор. Пенсионный возраст на Украине начинается раньше, но большой вопрос, каков размер этих пенсий и каковы шансы дожить до этого возраста. Так что в «социалке» новым регионам вообще ничего нельзя оставлять из украинского опыта. Это исключено.
Все было мизерное, никчемное. Пенсии там, может, и выплачиваются до сих пор, но вот посмотрите на цены за коммунальные услуги. Они же ни в какое сравнение не идут с российскими: на газ, на электричество, на воду. Все в разы дороже, чем в России.
Так что в деньгах старшее поколение на новых территориях точно не потеряет, как и мы не потеряли. Мы только приобрели. После воссоединения пенсии крымчан стали на порядок выше, чем были на Украине. Наши пенсионеры в 2014 году сразу ощутили разницу: они видели, что получают в два-три раза больше. Приблизительно по тому же пути пойдут и новые территории.
ВЗГЛЯД: Какие еще социальные и экономические проблемы для жителей новых регионов – самые острые?
С.Ц.: Инфраструктура изношена: водопроводы, дороги, мосты, уличное освещение, больницы, школы, детсады – все находится в ужасном состоянии, приблизительно в таком же состоянии все это находилось в Крыму девять лет назад. Фактически весь период нашего пребывания в составе Украины, до 2014 года, и в Крыму, и там разрушалось все, что осталось от Советского Союза.
Думаю, на первом этапе там будет что-то похожее на Крым 2015-2016 года, а в чем-то будет даже лучше. Херсонщина – аграрный регион. Херсонцы всегда снабжали Крым продуктами, и теперь они могут опять свободно возить к нам свою продукцию. Мне кажется, фермеры в новых регионах должны теперь сохранять то ценное, что было наработано в рамках Украины, и использовать теперь преимущества России. От Киева государственной помощи для сельского хозяйства не было.
После 2014 года крымчане-фермеры ощутили от российского государства ну очень большую поддержку! Если возникал неурожай на какие-то культуры, если начинались эпидемии, Москва очень быстро компенсировала им убытки. Государство стало предоставлять большое количество сельскохозяйственной техники – в лизинг, по низким ценам. Стало предоставлять внушительные гранты на развитие аграрных хозяйств. Россия гарантировала закупку продукции, которая выращивается в Крыму.
Наши сельхозпроизводители уже через пару лет после воссоединения заговорили так: «Это невозможно даже сравнивать – условия работы на Украине и в России. В России – на порядок лучше!» Думаю, наши новые регионы очень быстро придут к такому же пониманию.
Что касается других сфер, то в Крыму за эти девять лет активизировались корабелы. Некоторые получили гранты от России, но главное – они получили гарантированный рынок сбыта и заработали. То же самое, надеюсь, будет происходить и в новых регионах.
ВЗГЛЯД: А главным препятствием для налаживания мирной жизни в новых регионах остается то, что там пока опасно?
С.Ц.: Там работает очень много моих товарищей. Я возглавляю «Русскую общину Крыма» – и наших активистов там работает очень много, причем они занимают высокие должности – и в Запорожской области, и в Херсонской. В том числе занимаются вопросами образования, материально-техническими. Они, конечно, испытывают большие сложности. Я вот собираюсь в ближайшее время к ним поехать, посмотреть, как идут дела, например, в тех же школах.
Преподавательский состав пока запуган, говорят мне коллеги. Из Киева им постоянно угрожают: если будете сотрудничать с Россией, то накажем, доберемся до вас. Такая тема постоянно звучит. Мы должны выигрывать, побеждать в ходе СВО – и тогда этот страх уйдет в прошлое.