Умеете играть в бильярд? Хотя бы правила знаете?
Вы можете наносить удары кием только по одному шару, он называется "Биток".
Положение на столе остальных шаров будет зависеть от того, как пройдёт их взаимодействие с битком, с остальными шарами и с границами игрового поля.
Но наносить удары по этим шарам напрямую вы не можете.
Это очень неудобно и сильно мешает достигать результата, но такое правило.
Полный контроль нам доступен лишь в отношении собственного поведения. Доступен - не значит, что лёгок и прост. Редкий игрок точно знает, как в конкретном случае лучше нанести удар по битку (повести себя в данной ситуации) и умеет воплотить свой замысел.
Это игра, очень упрощённые, можно сказать, лабораторные условия, в которых переменными являются лишь положения шаров относительно лунок и друг друга.
А что в жизни? В жизни всё ещё сложнее.
Представьте, что покрытие игрового поля будет неоднородным, лунки плохо просматриваемыми, шары разными по весу и размеру, и за каждым шаром будет стоять свой игрок, который норовит нанести удар даже не всегда соблюдая очередность 🤪
Отношения являются взаимными
Мы воздействуем на чужое поведение своими действиями и эти наши действия формируются благодаря полученным результатам.
"Поведение, с помощью которого, например, родитель контролирует своего ребёнка, - либо наказывая его, либо предоставляя подкрепление - формируется и поддерживается ответными реакциями ребёнка". Б. Скиннер, 1971г.
Как следствие, родители, которые решили задачи по воспитанию своего ребёнка, например, методом жёсткого контроля, будут уверены в эффективности именно такого метода, оценивая других родителей по своей мерке и отказываясь принимать тот факт, что с другими детьми такой подход может не сработать.
Такую же параллель можно провести и во взаимодействии руководителя и его подчинённого. "Стиль руководства" это как раз про закреплённые способы влияния на чужое поведение.
Своё уже сформированное поведение можно скорректировать лишь приложив определённые усилия и имея соответствующую мотивацию.
В противном случае мы наблюдаем стремление к сегрегации: попытке принудительно разделить людей на группы в соответствии с их особенностями, способностями и другими качествами.
Если бы все люди были похожи, то вероятность совершения новых открытий и изобретений была бы невелика. В этом ценность разнообразия.
О достоверной эффективности тех или иных методик обучения или управления можно говорить лишь тогда, когда они показали результаты на разных людях. Очень разных людях.
В этом смысле науке о прикладном анализе поведения (АВА) есть чем с нами поделиться.
Было бы ошибкой считать, что область её применения сводится лишь к работе с аутичными людьми. Да, это большая область, но далеко не единственная.
Организационно-поведенческий менеджмент тому пример.
О научном подходе к такому распространённому способу влияния на чужое поведение, как предоставление обратной связи, в статье:
-------------
Блог создан с целью распространения информации о Прикладном анализе поведения (АВА). С надеждой, что кому-то он поможет получить самое общее представление о науке и сориентироваться в имеющихся возможностях коррекции поведения, а кого-то заинтересует и сподвигнет к её изучению, чтобы соответствующих специалистов-профессионалов становилось всё больше.
Давайте проводить эту работу вместе. Ваши лайки и комментарии очень помогут расширить аудиторию читателей канала, вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение 👍