Найти тему
Такое поведение

Что мы забываем учесть, когда хотим повлиять на чужое поведение. О важности разнообразия

Умеете играть в бильярд? Хотя бы правила знаете?

Источник: https://sportishka.com
Источник: https://sportishka.com

Вы можете наносить удары кием только по одному шару, он называется "Биток".

Положение на столе остальных шаров будет зависеть от того, как пройдёт их взаимодействие с битком, с остальными шарами и с границами игрового поля.

Но наносить удары по этим шарам напрямую вы не можете.

Это очень неудобно и сильно мешает достигать результата, но такое правило.

Полный контроль нам доступен лишь в отношении собственного поведения. Доступен - не значит, что лёгок и прост. Редкий игрок точно знает, как в конкретном случае лучше нанести удар по битку (повести себя в данной ситуации) и умеет воплотить свой замысел.

Это игра, очень упрощённые, можно сказать, лабораторные условия, в которых переменными являются лишь положения шаров относительно лунок и друг друга.

А что в жизни? В жизни всё ещё сложнее.

Представьте, что покрытие игрового поля будет неоднородным, лунки плохо просматриваемыми, шары разными по весу и размеру, и за каждым шаром будет стоять свой игрок, который норовит нанести удар даже не всегда соблюдая очередность 🤪

Отношения являются взаимными

Мы воздействуем на чужое поведение своими действиями и эти наши действия формируются благодаря полученным результатам.

"Поведение, с помощью которого, например, родитель контролирует своего ребёнка, - либо наказывая его, либо предоставляя подкрепление - формируется и поддерживается ответными реакциями ребёнка". Б. Скиннер, 1971г.

Как следствие, родители, которые решили задачи по воспитанию своего ребёнка, например, методом жёсткого контроля, будут уверены в эффективности именно такого метода, оценивая других родителей по своей мерке и отказываясь принимать тот факт, что с другими детьми такой подход может не сработать.

Такую же параллель можно провести и во взаимодействии руководителя и его подчинённого. "Стиль руководства" это как раз про закреплённые способы влияния на чужое поведение.

Своё уже сформированное поведение можно скорректировать лишь приложив определённые усилия и имея соответствующую мотивацию.

В противном случае мы наблюдаем стремление к сегрегации: попытке принудительно разделить людей на группы в соответствии с их особенностями, способностями и другими качествами.

Если бы все люди были похожи, то вероятность совершения новых открытий и изобретений была бы невелика. В этом ценность разнообразия.

О достоверной эффективности тех или иных методик обучения или управления можно говорить лишь тогда, когда они показали результаты на разных людях. Очень разных людях.

В этом смысле науке о прикладном анализе поведения (АВА) есть чем с нами поделиться.

Было бы ошибкой считать, что область её применения сводится лишь к работе с аутичными людьми. Да, это большая область, но далеко не единственная.

Организационно-поведенческий менеджмент тому пример.

О научном подходе к такому распространённому способу влияния на чужое поведение, как предоставление обратной связи, в статье:

-------------

Блог создан с целью распространения информации о Прикладном анализе поведения (АВА). С надеждой, что кому-то он поможет получить самое общее представление о науке и сориентироваться в имеющихся возможностях коррекции поведения, а кого-то заинтересует и сподвигнет к её изучению, чтобы соответствующих специалистов-профессионалов становилось всё больше.

Давайте проводить эту работу вместе. Ваши лайки и комментарии очень помогут расширить аудиторию читателей канала, вдруг для кого-то из них эта информация будет иметь решающее значение 👍