Найти тему
Achieve Right Now

Выходим в Африку на экспорт: что важно знать поставщику.

Экспортеры из России присматриваются к Азии и Востоку. Однако, эти страны остаются плохо изученными. Особенность работы в Индии, Индонезии и ЮАР, что при экспорте товаров в эти страны неэффективно искать конечных потребителей-эксплуатантов.

В Индию наши специалисты начали ездить давно, искали потенциальных партнеров, знакомились с местным бизнесом и экспертами и затем договаривались о поставках. Работа значительно ускорилась после выхода на дилера, который стал нашим проводником в местное деловое сообщество, поскольку индийская бизнес-культура отличается от российской. Во многих восточных странах устное согласие почти ничего не значит, поэтому переговоры можно считать успешными только после подписания договора.

Подобные правила действуют и в Индонезии. Эта страна занимает второе место по угледобыче в мире, поэтому производители оборудования для данной сферы целенаправленно выбирают ее для экспорта. План состоял в поиске местного руководителя профильного предприятия, который выступит в качестве партнера, например, технического директора, который получал образование в СССР или России, а также лоялен российским производителям. Такой специалист упрощает взаимопонимание в переговорах и помогает убедить лиц, принимающих решения, в нашей конкурентоспособности по отношению к немецким машинам, пользующимися спросом в Индонезии.

ИНДИЯ

Экономика Индии стремительно растет. За четвертый квартал 2022 года рост ВВП в этой стране составил 13,5% в годовом выражении.

Процесс выхода на этот рынок не ускорился: индусы не любят принимать быстрые решения. Налаживание экспорта в эту страну может занять долгое время. Кроме этого, в Индии действует государственная программа Make in India, которая поддерживает местных производителей: если в стране есть некая фабрика, то аналогичная зарубежная компания не будет допущена к тендерам государственных компаний.

Индийская бизнес-культура имеет свою специфику. Тут до сих пор можно столкнуться с гендерными стереотипами: женщину в качестве одной из сторон переговоров могут плохо воспринять.

Тут полезно иметь ввиду, что путь в новые регионы не всегда путь напрямую. Чтобы получить доступ к рынку одной из стран, иногда лучше наладить экспорт в другую страну.

Африка, бизнес по-европейски:

ЮАР является самой развитой страной в Африке, что привлекает экспортеров. Поэтому тут высокие требования к поставщикам: бизнес-культура ЮАР во многом похожа на европейскую. Но для создания местного бизнеса вам тоже понадобиться местный партнер: компания или агент. Но тут это обусловлено не только практическими, но и законодательными соображениями – правило установлено на государственном уровне.

А вот, например, в соседней Анголе, такого правила нет (но без местного партнера с вами все равно не захотят говорить, или переговоры не принесут результата).

5 государственных субсидий, чтобы сделать экспорт в эти страны дешевле:

После укрепления рубля российские товары значительно подорожали за рубежом, что негативно повлияло на спрос. Поэтому потенциальным экспортерам стоит изучить меры поддержки для своего развития в других государствах.

1. ПП РФ от 24.10.2018 №1269 Экспортная субсидия. Субсидии производителям СДТ на возмещение части затрат в связи с гарантией обратного выкупа продукции. Размер субсидии – до 17,5% от цены техники.

2. ПП РФ от 26.04.2017 №496 Субсидирование затрат на транспортировку продукции на экспорт, до 80% затрат на транспортировку.

3. ПП РФ от 18.06.2021 №931 Субсидирование части затрат на НИОКР и омологацию. Субсидии на омологацию – приведение продукции в соответствии с требованиями целевого иностранного рынка. Предельная величина субсидии на один проект по созданию конкурентноспособной продукции – 900 млн. руб, омологацию – 200 млн. руб.

4. ПП РФ от 28.12.2020 №2316 Субсидирование части затрат предприятий, связанных с участием в международных выставках.

5. ПП РФ от 28.03.2019 №342 Субсидирование части затрат на участие в выставках, включенных в перечень международных мероприятий.

Еще несколько общих рекомендаций для тех, кто собрался выходить на новые рынки:

- не забывайте учитывать потенциальные риски. Помимо потенциальных сложностей (например, необходимость сертификации) в нынешней ситуации возникают и дополнительные, связанные с внешнеэкономическими операциями, а также с организацией логистики, на которую кратно увеличились затраты. Чтобы этих трудностей избежать, работайте с транспортными компаниями, которые приспособились к условиям и прошли проверку временем и задачами разного уровня сложности.

- совершение валютных операций на новых рынках требуют особого внимания. Для минимизации рисков лучше переходить на валюты дружественных стран.

Все тонкости Африки вот тут.