Этот фильм завирусился с выхода самых первых трейлеров, но мгновенно попал под поезд продолжения "Аватара", на фоне которого, да ещё и с похожими на "Однажды в Голливуде" мотивами, зрители сочли "Вавилон" слабоватым. Но между лагерями восторгающихся критиков и недовольных зрителей, не хватает более справедливой оценки проекта, которая учитывает все его плюсы и минусы.
Вавилонская команда
Выразить свою любовь к киноискусству решил режиссёр и сценарист проекта Дэмьен Шазелл, достаточно ровный делец, ранее ответственный за такие успешные картины как "Одержимость" и "Ла-Ла Ленд". Ну а в этот раз, при бюджете в $80 млн. (без затрат на маркетинг), проекту удалось заработать лишь 42.
Композитором стал уже работавший с режиссёром Джастин Гурвиц, заслуги которого в проекте отметили наградой на прошедшем Золотом глобусе. Не отходя от темы, выскажусь, что для меня, почти ничем особенным саундтрек не выделился, а главная музыкальная тема больше подходит для скетч-шоу.
Актёрский состав пестрит интересными лицами, но отмечу лишь самых известных и полезных для сюжета. Ими стали красующиеся на постерах Марго Робби и Бред Питт, а также Диего Кальва, занявший позицию условного главного героя. У самого проекта и множества персонажей существовали реальные прототипы, но углубляться и обсуждать целый временной срез киноиндустрии - это уже материал для отдельной статьи (держите Кинопоиск).
Воюй, беги или сдавайся
1926-ой. На безумной вечеринке голливудских звёзд встречаются Нелли Ларой (Марго Робби) и Мэнни Торрес (Диего Кальва), но на самом деле оба никак не связаны с индустрией кино, и лишь мечтают оказаться на съёмочной площадке. Определённая доля удачи и уверенности всё же позволяют им прикоснуться к съёмочному процессу, а после и вовсе закрепиться в этом бизнесе.
Мэнни спасает от провала популярного актёра Джека Конрода (Брэд Питт), а Нелли становится восходящей звездой, поразив всех своим провокационным поведением и умением двигаться в кадре. Но уже спустя пару лет эпоха немого кино безвозвратно угасает, а индустрия выходит на космический уровень популярности. Соответственно, всё что говорят и делают наши герои в кадре и вне него привлекает внимание миллионов.
Оно на меня набросилось
С первых минут фильм предпочитает не церемонится со зрителем, что лично мне безумно понравилось. За персонажами не поспеваешь, они вечно что-то выкидывают, употребляют, подставляют, выручают и совершенно не сидят на месте. И когда проект уходит в более драматичное повествование, у нас на руках уже имеется кучка персонажей, ярко объявивших о себе в такие короткие сроки. Хотя в дальнейшем с ними начнутся проблемы...
Структурно, этот фильм рассказывает нам про решения и их последствия, над которыми постоянно нависает глобальная угроза извне, как и должно быть в хорошем кино. В последствии, режиссёр окончательно оголяет персонажей, благодаря чему становится легче принять их финальные решения.
В первой трети фильма нам отчётливо показывают, насколько могут быть отравлены институты, в которых водятся шальные деньги. Но авторы на протяжении всего проекта не отделяли чёрное от белого, демонстрируя, что общество всегда найдёт для себя и новую отраву и новое спасение. Люди могут быть глупы, порочны или слишком самоуверенны, но лишь те, кто не стесняется своей человечности смогут двигать культуру вперёд.
Все заложенные в картину смыслы, я прописал достаточно туманно и размыто. Всё это лишь для того, чтобы при самостоятельном ознакомлении, вы сами смогли раскрыть эту многослойную обёртку.
Где начинаются проблемы
Не буду слишком оригинален, и скажу, что главной проблемой проекта стала его продолжительность. Честно говоря, отправить персонажей в добрый путь хочется уже на отметке в два часа. Но режиссёр злостно подвешивает зрителя в невесомости, и там приходится висеть почти целый час, в ожидании, пока главные герои совершат финальный рывок. По итогу, даже 3-х часов оказывается недостаточно, чтобы воплотить все идеи режиссера.
Прямо сейчас, я готов назвать сразу трёх персонажей второго плана, эпизоды с которыми можно вырезать и серьёзно облегчить хронометраж. Сцена с Тоби Магуайром вообще не нужна, а функции остальных двух человечков, при необходимости, легко могли бы взять на себя другие персонажи. Возможно, для отражения целостной картины киноиндустрии тех лет эти личности нужны, но для кинопроекта они выглядят лишними.
Такой огород персонажей не мог не сказаться на их качестве. У нас все ещё есть главный герой, но понять, что он главный можно лишь потому, что он остаётся со зрителем до финала. И когда Мэнни переживает эмоциональное потрясение, которое красной нитью тянется через весь фильм, зритель не ощущает этот яркий заключительный аккорд. По сути, персонаж для него чужой.
Предлагаю расчистить график
При таком количестве фундаментальных проблем, фильм вполне уверенно удерживал моё внимание, и на каждый свой минус он отвечал жизнеспособными плюсами. Недоработанные персонажи? Зато взгляните как они чудят и пафосно сдают свои реплики. Затянутое повествование мы перебьём динамичными, или даже безумными сценами, а прочие косяки загладим заложенными в проект смыслами.
Соглашусь, что эти плюсы трудно считать железобетонными. Именно поэтому, я называю это кино авторским. Наверняка, если бы у создателей не закончились деньги, съёмки продолжались бы до сих пор. Ведь по большей части, это не художественная картина, а крик души. Ну а крик тяжеловато контролировать.
В общем, всем кого заинтриговало моё описание проекта, предлагаю выделить себе сразу часика четыре для просмотра, так как без перерывов обойтись не удастся. Не знаю, насколько позитивным этот опыт будет, но он точно будет запоминающимся.