Найти тему

Создателем самой первой советской аэродинамической трубы является Константин Циолковский

БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова неразрывно связан с космосом. В нашем университете готовят и обучают специалистов по таким направлениям, как «Ракетостроение», «Космические аппараты и двигатели», «Двигатели и энергоустановки летательных аппаратов». Среди выпускников есть космонавты: Георгий Михайлович Гречко, Сергей Константинович Крикалев, Андрей Иванович Борисенко, Иван Викторович Вагнер и др.

Поэтому мы решили рассказывать вам об ученых, исследователях, инженерах, которые сделали немало открытий для космоса.

Сегодня поговорим об известном Константине Эдуардовиче Циолковском.

Ученый-уникум, который был не только бедным и глухим, но и самоучкой. Весь этот микс сложностей не стал препятствием его стремлению к звездам.

Глухота явилась следствием болезни скарлатиной в 11 лет, в результате чего Костя стал очень замкнутым мальчиком, над ним стали смеяться из-за этого недуга, а он сам считал себя калекой. Хотя в самом детстве Костя был непоседливым ребенком – заборы и крыши были его забавой.

В итоге увлечения подростка свелись к работе в мастерской, так как из школы его через три года попыток обучения отчислили за неуспеваемость по причине того, что он не слышал учителей, либо слышал только неясные звуки.

Циолковского можно сравнить с Ломоносовым в плане получения образования в другом регионе. Но если Ломоносов все-таки выучился, то Циолковский – нет, он учился самостоятельно.

Когда Косте было 14 лет, его отец, зайдя в мастерскую, обнаружил, что тот смастерил большое количество различных приспособлений и механизмов – были и ветряная мельница, и коляска, которая могла двигаться самостоятельно. Отец, увидев технические увлечения сына, предложил ему получить специализированное образование в Москве в Высшем техническом училище. Сейчас это Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана. Отец дал сыну денег и отправил в Москву.

Своенравный подросток не стал слушать отца и поступать в Высшее техническое училище. Вопреки воле отца Константин записался в библиотеку и погрузился в самостоятельное изучение различной научной литературы. Ходил он в библиотеку Румянцевского музея.

В Москве Константин, увлеченный изучением наук, практически все деньги, получаемые от отца, тратил на различные приспособления для науки – он покупал книги, серную кислоту, ртуть и различные трубки. Питался исключительно черным хлебом, на который расходовал 90 копеек в месяц из 10-15 рублей, присылаемых отцом ежемесячно. Хлеб Костя покупал раз в три дня в булочной, а ходил в отрепьях, как бедняк, – настолько сильна была его вера в успех науки, в собственный успех на этом поприще!

Примерно в 20 лет, после получения самостоятельного образования, увлеченный техническими науками Константин вернулся домой, где стал давать частные уроки. Надо отдать должное глухому ученому-недоучке – его методика преподавания и объяснения сложного материала получила успех среди учеников. Например, геометрию он объяснял, создавая из бумаги различные многогранники, на примере которых он и рассказывал теорию. Изюминкой его преподавания было объяснение теоретического материала на опытах. Благодаря этим особенностям талантливый ученый прославился как учитель-чудак.

Но выучиться и сдать экзамены экстерном в Первой рязанской гимназии он все-таки смог после самостоятельного изучения физико-математических наук по программе высшей и средней школы.

Позднее Циолковский женился на дочери священника, Варваре Соколовой, но без любви, просто пришло время, и так жена не будет мешать ему работать.

-2

Практически всю свою учительскую зарплату Константин, как и прежде, тратил исключительно на научные опыты и на изучение науки. Его усилия не прошли даром, его пригласили даже вступить в Русское физико-химическое общество. Великие ученые того времени, например, Иван Сеченов, начали Циолковского признавать после изучения его научных трудов «Механика животного организма», «Продолжительность лучеиспускания Солнца» и «Теория газов».

Ученый-мечтатель, несмотря на увлечение устройством дирижабля, все же грезил звездами и космосом.

Чтобы глухота не мешала ему в преподавательской работе, он создал для себя «особую слуховую трубку», которую прикладывал к уху, чтобы лучше слышать своих учеников.

Именно Константин Циолковский в 1903 г. в своей статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» пришел к выводу, что оптимальным летательным аппаратом для полетов в космос может стать ракета.

-3

Также Константин Циолковский вывел так называемую «вторую космическую скорость», то есть скорость, которая необходима, чтобы ракета смогла выйти в Солнечную систему.

Циолковский разрабатывал систему подачи топлива в ракету, системы управления ракетой и системы охлаждения.

Созданная Константином Циолковским аэродинамическая труба легла в основу изучения эффектов, когда при полетах ракет и самолетов, а также при движении автомобилей воздушный поток обволакивает твердое тело, облегчая его движение и перемещение в пространстве.

Изучение практических вопросов покорения космоса, которые позже сформировали основу для советского ракетостроения, стало смыслом жизни великого ученого.