Как показало исследование, проведенное Институтом экономики роста им. Столыпина, предприниматели недовольны формализмом и коррупцией.
На что жалуется российский бизнес?
Свой опыт взаимоотношений с государством положительно оценили менее половины участников исследования: 32% респондентов назвали опыт позитивным, 15% — позитивным и негативным в равной степени, 34% — нейтральным, 19% — негативным.
Особенно часто предприниматели обращали внимание на:
- формальное толкование властями законов — 33%;
- придирки, необоснованные требования — 32%;
- волокиту — 31%;
- затратность и сложность процедур — 26%;
- недобросовестное отношение представителей государства к своим обязанностям — 23%;
- коррупцию — 21%.
В опросе, который проводился в конце февраля — начале марта, участвовали 1,5 тысячи собственников и руководителей компаний из 85 российских регионов. Крупный бизнес представляли 4,5% респондентов, средний — 9,5%, малый — 32%. Более половины опрошенных (54%) являлись представителями микробизнеса.
Подвижки есть, но микробизнес недоволен
Как заявили в пресс-службе правительства, в России последовательно уменьшается административная нагрузка на предпринимателей. К примеру, существенно сократилось количество надзорных проверок: в 2019 году их было проведено свыше 1,5 миллионов, а в 2022 году — всего порядка 350 тысяч.
По словам Александра Шохина (президент Российского союза промышленников и предпринимателей — РСПП) в стране снизилось число бизнесменов, высказывающих жалобы на давление контрольно-надзорных органов. Это связано в том числе и с мораторием, введенным на плановые проверки в 2020 году. И продленном, кстати, на 2023 год. Это ограничение на проверки нужно сделать постоянным, считает глава РСПП.
Важным компонентом контрольно-надзорной системы стала обратная связь с бизнесом, сообщили в правительстве. Так, на "Госуслугах" запущен сервис для обжалования решений контрольных органов. 16 марта текущего года на съезде РСПП Шохин также отметил улучшение взаимодействия властей и бизнеса.
В Институте экономики роста подчеркнули, что большая часть недовольных — это владельцы микробизнеса. Этот сектор требует особого внимания, полагают эксперты. А вот крупный бизнес оценивает взаимодействие с государством в целом более положительно.
Кого волнует коррупция?
Как показало исследование, половина (50,5%) респондентов полагают, что взаимодействовать с государством стало проще. Однако 83% опрошенных уверены в том что механизмы взаимодействия можно и нужно улучшать.
В том, что нужно повышать качество работы чиновников, убеждены 41% опрошенных. Еще 35% респондентов отметили необходимость борьбы с коррупцией. Также представители бизнеса выступают за дальнейшее упрощение процедур, введение реальной ответственности для госслужащих и сокращение числа требований для бизнеса.
Результаты опроса свидетельствуют о том, что коррупция меньше беспокоит представителей крупного бизнеса (эту проблему в качестве одной из важнейших отметили 11% респондентов из данной группы). При этом коррупция волнует 28% представителей среднего бизнеса.
РБК напоминает, что опрос бизнесменов, проводившийся в конце 2022 года Торгово-промышленной палатой, показал, что в прошлом году с коррупцией сталкивались 58% участников исследования (в 2021 году об этом заявили 69% респондентов).
-----
Подписывайтесь на канал "НОВЫЕ ИЗВЕСТИЯ"!