Так называется цикл выставок, которые проводит Музей Москвы. Это своеобразные путешествия в разные районы столицы, встречи с их жителями, рассказ об истории этих мест, но истории неофициальной, согретой жизнью тех, для кого Таганка, Капотня, Преображенка и Арбат (а это темы прошедших выставок) – лучшее место на земле. О том, какая она, Москва без окраин, мы поговорили с директором музея Анной Трапковой в подкасте «Про Большой город». Ссылка на выпуск – в конце статьи, а ниже публикуем выдержки из него.
Как родился проект «Москва без окраин»
Москва очень большой город. В Нижнем Новгороде, к примеру, меньше 10 районов, в Петербурге 18. А в Москве 125 районов и 21 поселение. Это целая Вселенная.
Название проекта музей позаимствовал у мэра столицы Сергея Семеновича Собянина. Воодушевила мысль, что Москва – прекрасный, разнообразный город, у которого нет окраин, потому что каждый район этого города, каждое место обладает своей уникальностью и своей ценностью.
С самого начала было понятно, что сухой язык хронологии для описания районов – это не то, что надо. Музею Москвы было важно говорить не только о большой истории города, но и рассказать о ней с точки зрения москвичей, жителей разных районов Москвы. Точкой опоры для исследователей стали частные воспоминания. Люди дорожат памятью о своей жизни в городе, связью с тем местом, к которому они привязаны. Надо, чтобы человек жил в городе осознанно, сам становился исследователем своей малой родины.
А кроме того, это общая тенденция – городские музеи во всем мире меняют оптику с широкого фокуса и интереса к большой истории на более камерную, на внимание к конкретному человеку.
Как вы выбирали районы для выставок
Сначала была идея сразу пойти в отдаленный район – в Капотню. Интересно же: очаровательный старый район с новым благоустройством, с прекрасным парком. Но остановило то, что Капотня – не исследованное учеными место. Поэтому было решено начинать с чего-то знакомого. И так как в музей на протяжении нескольких лет приходили письма от жителей Таганки, которые просили создать музей района, то сотрудники решили: есть активные жители, есть большой объем археологического материала, связанного с произведенными в Таганском районе раскопками, есть опыт исследовательской работы. На общую идею работало и то, что долгое время Таганка была городской окраиной, ремесленной, потом промышленной. А сейчас это самый настоящий центр. То есть район был лучшей иллюстрацией мысли: то, что кажется окраиной сегодня, завтра будет восприниматься совсем иначе.
Но Капотня со временем все-таки стала героиней выставки. Часто она не воспринимается москвичами как часть города. И это даже объяснимо. Если посмотреть на карту, то видно, что географически Капотня отделена от тела города. У нее с одной стороны река Москва, с другой стороны МКАД. А с третьей огромный нефтеперерабатывающий завод. Фактически небольшой анклав. Но при этом важно, что Капотня, несомненно, часть Москвы. Городские власти в рамках реализации программы «Мой район» вывели жизнь в Капотне на качественно другой уровень. Там был создан изумительный парк, который стал новой точной притяжения для жителей. Среди проектов, которые музей Москвы сделал для района, – атлас Капотни, подготовленный в сотрудничестве с Тимирязевским музеем. Оказалось, что в этом парке сохранилась удивительная экосистема, там очень много краснокнижных животных и растений.
В прошлом году Музей Москвы проводил в Капотне экопрогулки. И сейчас эта программа продолжается совместно с Тимирязевским музеем.
А вот с Арбатом музей работал иначе. Там множество мемориальных музеев, которые уже зафиксировали историю своего района. Причем удивительным образом – через историю выдающихся людей, которые там жили. И соответственно, когда музей готовил выставку про Арбат, то обратился ко всем этим мемориальным музеям – Скрябина, Марины Цветаевой, Гнесинской академии музыки. С их помощью и рассказывали, что такое Арбат и его знаменитые жители.
Жители района – летописцы
Как привлечь жителей к работе над выставкой? Музей обращается к москвичам через партнеров проекта, через музеи, библиотеки, общественные организации. В каких-то районах есть активисты, и они помогают найти нужных людей, добраться до тех, кто готов делиться с музеем историями, своим опытом.
Все это помогает открыть фрагменты старого уклада в жизни города. Ведь есть люди, которые являются носителями памяти. И те, кто помогает к этой памяти прикоснуться. К примеру, в прошлом году праздновали 100-летие Сигурда Оттовича Шмидта, известного москвоведа, историка. И музей предложил ребятам из школы на Арбате сделать проект, посвященный Шмидту. Так проект ширится, привлекая новых участников.
Причем, после выставки связи не обрываются. Сотрудники музея продолжают переписываться с жителями районов, ведут исследовательскую работу. Музей развивает интернет-сайт проекта «Москва без окраин». Задача: чтобы люди сами рассказывали о своем районе, даже если он не стоит в выставочном плане. Чтобы москвичи сами писали историю Москвы и истории ее жителей.
На каждой выставке «Москва без окраин» есть стенд, на котором размещены имена и фамилии людей, работавших на выставку. Самый большой раздел – благодарность жителям, которые помогали выставке. Это могут быть и 30, и 40 и 75 человек.
Что такое «неуходящая Москва»
В Москве органично сочетается старое и новое. Наверное, это главное ее отличие. Сегодня Москва сверхсовременный город. Такого количества городских сервисов нет ни в одном городе мира. Но одновременно с этим в Москве бережно сохраняются приметы старины. Да, Москва меняется, кто-то вздыхает по уходящей Москве. Но все-таки что-то, что составляет сердечность города, остается на своем месте.
В музее есть даже такой термин: «не уходящая Москва». Город меняется, но при этом он пропитан историей и историями. И это никуда не уходит.
И узнать эти истории помогает общение с жителями города.
Слушайте полную беседу с директором музея Москвы Анной Трапковой в подкасте «Про Большой город» на любимой платформе: